Gulp. Основы


Содержание материала:

Скринкаст по Gulp

Gulp — замечательная система сборки и задач, но при всём обилии информации в интернете о ней — это, как правило, либо самые основы, либо «готовые решения», чтобы адаптировать которые нужно понимание, как что работает.

В этом скринкасте я постараюсь восполнить этот «недостающий фрагмент». Не просто «вот такой код работает», а «почему и как он работает», и как его получить. Это сделает использование готовых решений легче и приятнее. И позволит создавать свои.

Для работы с Gulp необходимо знание Node.JS.

Хотя бы выпуски 1-9 (основы), 13 (события), 23-25 (потоки), а желательно – и остальные выпуски первой части скринкаста по Node.JS.

В скринкасте используется новый Gulp версии 4.

Текущей версией является Gulp 3, и большинство руководств в интернете посвящены именно ему.

Однако в новой версии многое сделано более правильно, она обратно совместима и стабильна. Поэтому мы будем использовать её.

В репозитории Gulp есть ветка 4.0, в которой есть и сам код и документация и даже рецепты, уже адаптированные под Gulp 4. Так что на новой версии Gulp вы будете точно не один.

ТИПИЧНЫЙ ВЕРСТАЛЬЩИК

Современная Frontend разработка предполагает использование препроцессора стилей SCSS или LESS, препроцессора и шаблонизатора HTML — Pug, сжатие изображение, JS и CSS файлов, в целях оптимизации загрузки веб-страниц и многоe многое другое. Чтобы упросить этот процесс, мы предлагаем вам воспользоваться сборкой проектов Gulp 4, которую постоянно совершенствует Андрей Горохов. Ниже будут представлены ссылки на скачивание, а пока пройдемся по основным моментам: описанию и установке.

Сборщик проектов Gulp

Gulp — это сборщик проектов, инструмент для автоматизации задач, которые описаны выше. Он поможет вам ускорить вашу работу и грамотно подготовить проект к релизу.

Скачать сборку можно с репозитория Github или через командную строку Git. В дальнейшем вы сможете настроить её под свои задачи.

Особенности

  • именование классов по БЭМ
  • используется БЭМ-структура
  • используется препроцессор SCSS
  • используется транспайлер Babel для поддержки современного JavaScript (ES6) в браузерах
  • используется Webpack для сборки JavaScript-модулей
  • используется CSS-сетка smart-grid на основе Bootstrap для быстрой адаптивной вёрстки
  • используется жёсткий кодгайд

Установка

  • установите NodeJS (если требуется) и Yarn
  • скачайте сборку с помощью Git: git clone https://github.com/andreyalexeich/gulp-scss-starter.git
  • установите gulp глобально: yarn global add gulp-cli
  • перейдите в скачанную папку со сборкой: cd gulp-scss-starter
  • скачайте необходимые зависимости: yarn
  • чтобы начать работу, введите команду: yarn run dev (режим разработки)
  • чтобы собрать проект, введите команду yarn run build (режим сборки)

Если вы всё сделали правильно, у вас должен открыться браузер с локальным сервером. Режим сборки предполагает оптимизацию проекта: сжатие изображений, минифицирование CSS и JS-файлов для загрузки на сервер.

Если у тебя возникли проблемы с установкой, то посмотри этот ролик:

Файловая структура

  • Корень папки:
    • .babelrc.js — настройки Babel
    • .bemrc.js — настройки БЭМ
    • .eslintrc.json — настройки ESLint
    • .gitignore – запрет на отслеживание файлов Git’ом
    • .stylelintrc — настройки Stylelint
    • .stylelintignore – запрет на отслеживание файлов Stylelint’ом
    • gulpfile.babel.js — настройки Gulp
    • webpack.config.js — настройки Webpack
    • package.json — список зависимостей
  • Папка src — используется во время разработки:
    • БЭМ-блоки: src/blocks
    • шрифты: src/fonts
    • изображения: src/img
    • JS-файлы: src/js
    • страницы сайта: src/views/pages
    • SCSS-файлы: src/styles
    • HTML-файлы: src/views
    • конфигурационный файл веб-сервера Apache с настройками gzip (сжатие без потерь): src/.htaccess
  • Папка dist — папка, из которой запускается локальный сервер для разработки (при запуске yarn run dev )
  • Папка gulp-tasks — папка с Gulp-тасками

Команды

  • yarn run lint:style — проверить SCSS-файлы. Для VSCode необходимо установить плагин. Для WebStorm или PHPStorm необходимо включить Stylelint в Languages & Frameworks — Style Sheets — Stylelint (ошибки будут исправлены автоматически при сохранении файла)
  • yarn run lint:style —fix — исправить ошибки в SCSS-файлах
  • yarn run dev — запуск сервера для разработки проекта
  • yarn run build — собрать проект с оптимизацией без запуска сервера
  • yarn run build views — скомпилировать Pug-файлы
  • yarn run build styles — скомпилировать SCSS-файлы
  • yarn run build scripts — собрать JS-файлы
  • yarn run build images — собрать изображения
  • yarn run build webp — сконвертировать изображения в формат .webp
  • yarn run build sprites — собрать спрайты
  • yarn run build fonts — собрать шрифты
  • yarn run build favicons — собрать фавиконки
  • yarn run build gzip — собрать конфигурацию Apache

Рекомендации по использованию

Компонентный подход к разработке сайтов

  • аждый БЭМ-блок имеет свою папку внутри src/blocks/modules
  • папка одного БЭМ-блока содержит в себе один HTML-файл, один SCSS-файл и один JS-файл (если у блока используется скрипт)
    • HTML-файл блока импортируется в файл src/views/index.html (или в необходимый файл страницы, откуда будет вызываться блок)
    • SCSS-файл блока импортируется в файл src/blocks/modules/_modules.scss
    • JS-файл блока импортируется в src/js/import/modules.js

Пример структуры папки с БЭМ-блоком:

Чтобы вручную не создавать соответствующие папку и файлы, достаточно в консоли прописать команду bem create my-block — для создания папки БЭМ-блока, где my-block — имя БЭМ-блока

Страницы проекта

  • страницы проекта находятся в папке src/views/pages
    • главная страница: src/views/index.html

Шрифты

  • шрифты находятся в папке src/fonts
    • используйте форматы .woff и .woff2
    • шрифты подключаются в файл src/styles/base/_fonts.scss
    • сконвертировать локальные шрифты можно с помощью данного сервиса

Изображения

  • изображения находятся в папке src/img
    • изображение для генерации фавиконок должно находиться в папке src/img/favicon и иметь размер не менее 1024px x 1024px
    • изображения автоматически конвертируются в формат .webp . Подробная информация по использованию тут.

Сторонние библиотеки

  • все сторонние библиотеки устанавливаются в папку node_modules
    • для их загрузки воспользуйтеcь командой yarn add package_name
    • для подключения JS-файлов библиотек импортируйте их в самом начале JS-файла БЭМ-блока (то есть тот БЭМ-блок, который использует скрипт), например:
    • для подключения стилевых файлов библиотек импортируйте их в файл src/styles/vendor/_libs.scss
    • JS-файлы и стилевые файлы библиотек самостоятельно изменять нельзя

⚠️ Если в вашем проекте используется несколько библиотек, которые необходимо подключать на нескольких страницах, во избежании ошибок нужно:

  • по пути src/js/import создать папку pages
  • в папке pages создать js-файл для страницы, например, pageA.js , и импортировать туда библиотеку, которая будет использоваться только на этой странице
    • аналогично проделать шаг для дополнительных страниц
  • в файле webpack.config.js в точку входа добавить js-файлы страниц, пример:
  • подключить скомпилированные js-файлы на необходимых страницах

В сборщик включена CSS-сетка smart-grid от Дмитрия Лаврика. Она позволяет избавиться от лишних классов в разметке за счёт использования примесей в SCSS и ускоряет адаптивную вёрстку. Конфигурация уже настроена в соответствии с сеткой Bootstrap. Пример использования:

SCSS

Результат

Нужен SCSS + Pug?

Данная сборка постоянно дорабатывается и улучшается, поэтому всю самую актуальную информацию вы найдете в Github репозитории. Будем рады предложениям, пишите их в телеграм чат. Там вы обязательно найдете автора сборки Андрея Горохова.

Gulp для ускорения разработки

Что такое Gulp, зачем он нужен, его возможности, как установить и как начать использовать в разработке сайтов. Обновление до Gulp 4

Gulp — что это такое и зачем он нужен

Gulp — это инструмент, позволяющий ускорить процесс web-разработки. Gulp автоматически выполняет все самые необходимые часто используемые задачи.

  1. Автоматическая перезагрузка страницы при сохранении кода
  2. Использование препроцессоров для CSS (например, Sass), для JavaScript (например, CoffeeScript), для HTML (например, Pug)
  3. Минификация CSS, JavaScript, HTML (уменьшение размера кода путём удаления ненужных символов и пробелов)
  4. Соединение файлов в один (например, из пяти CSS файлов сделать один файл CSS)
  5. Создание , удаление и переименование файлов и папок проекта
  6. Автоматическое создание вендорных префиксов (-webkit, -moz, -o, -ms), чтобы старые версии браузеров поддерживали все css-свойства
  7. Оптимизация изображений
  8. И многое другое.

Как установить Gulp глобально в системе

Для установки Gulp нам понадобится пакетный менеджер npm , который входит в состав Node.js . С помощью npm мы будем устанавливать пакеты в каталог node_modules . Если Node.js не установлен, то устанавливаем его. Далее можно начать установку Gulp.

Открыть командную строку и ввести следующий текст:

Коротко о том, что это значит:

  • npm — это менеджер пакетов, с помощью которого будем устанавливать Gulp
  • i (install) — означает установка
  • gulp — это установка Gulp
  • -g (global) — установить глобально, а не в какую-то конкретную папку

Gulp установлен глобально. Приступим к установке Gulp в папку проекта.

Установка Gulp в папку проекта

При создании папок будущего проекта важно помнить следующее: все папки проекта должны быть написаны латинскими буквами, никаких русских символов не должно быть, это необходимо для корректной работы.

Создадим корневую папку для нашего проекта. Назовём, например, gulp-project . Зайдём в неё, зажмём клавишу shift и выберем в контекстном меню пункт Открыть PowerShell здесь или Открыть окно команд .

Введём следующий текст для создания файла package.json .

Этот файл будет содержать всю информацию о проекте (название, описание, автор и т.д.), а так же об используемых зависимостях в проекте.

Начнём создание файла package.json

Вводим имя проекта, описание и автора, остальные пункты оставить по умолчанию, нажатием клавиши «Enter». Ответив на все вопросы, будет создан файл package.json.

Теперь мы можем установить Gulp в наш проект, а именно в папку gulp-project , которую мы создавали для нашего проекта.

Для установки Gulp в нашу папку воспользуемся командой:

Есть несколько отличий от установки Gulp глобально.

Здесь нет -g , т.е. Gulp будет устанавливаться локально в ту папку, в которой была открыта консоль. И появилась запись —save-dev, благодаря этому пакет и его версия будет добавлен в package.json. Это нужно для последующей быстрой установки пакетов в других проектах путём копирования файла package.json

После установки gulp мы увидим примерно следующее:

Мы установили Gulp в нашу папку gulp-project , в которой появилась новая папка node_modules . В ней и находится Gulp, а так же будут храниться все зависимости нашего проекта.

Так же если зайти в package.json , то увидим изменения:

Создание структуры Gulp проекта

Структура может быть практически любой, но я рекомендую именно такую, она наиболее распространённая:

    gulp-project/

      app/

        css/ fonts/ img/ js/ libs/ sass/
      • index.html

      dist/ node_modules/ gulpfile.js

    • < >package.json
  • app/ — рабочая папка проекта, в ней будут находиться все исходники — шрифты, изображения, css и js файлы.
  • dist/ — папка продакшена, в ней будет находиться готовый оптимизированный проект
  • node_modules/ — папка с модулями и зависимостями
  • gulpfile.js — файл конфигурации, в котором будем описывать все задачи Gulp
  • package.json — файл, содержащий информацию о проекте (название, описание, автор и т.д.)

Как создавать задачи (таски) Gulp

Создадим файл gulpfile.js и начнём его заполнение.

Сначала нужно подключить Gulp к проекту. Для этого нужно ввести переменную и присвоить ей имя пакета, который находится в папке node_modules. Для этого напишем следующий текст:

Теперь Gulp подключен к нашему проекту. Таким образом, мы будем подключать все плагины для Gulp.

Gulp таск имеет следующий вид:

[‘имя-другого-таска’] или gulp.parallel(‘имя-другого-таска’) — это необходимо писать в том случае, если до выполнения нашего таска нужно выполнить другой таск(и).

Создадим простейший task, который будет выводить строку ‘Привет, Мир!’.

‘output’ — имя таска, оно может быть любым.

Для вызова таска нужно выполнить команду gulp имя-таска (в нашем случае output ). Сделаем это.

Запуск gulp таска по умолчанию

Таск будет выполнять все перечисленные в ней таски одной командой gulp

И теперь чтобы запустить наш таск, достаточно просто написать gulp

В нашем примере указан один таск, но можно перечислить все необходимые задачи следующим образом:

Это был самый простой пример работы Gulp. Для более сложных задач используются дополнительные методы.

Сборка фронтенда — часть 3. Сборка gulp

В предыдущих частях статьи про сборку фронтенда мы поговорили про основы сборки и написали простое тестовое приложение на backbone + require.js.

Теперь самое интересное — собственно сборка gulp. По ходу статьи мы напишем десяток gulp-задач для различных нужд сборки и подробно разберем, зачем те или иные задачи нужны вообще.

Внимание, это не статья по основам основ gulp! Предполагаю, что Вы знаете, что такое nodejs и npm. Если не знаете, то лучше предварительно погуглите, что это такое и как это все поставить. Установка nodejs, npm и gulp займет у Вас 5-10 минут. А теперь к самой статье.

Мое рабочее окружение

По некоторым причинам мне приходится работать со старой версией nodejs. Поэтому версии плагинов gulp из моего package.json могут отличаться от Ваших. Советую не лениться и не запускать npm install с моим package.json из исходников, а устанавливать все плагины руками, благо, что нужные инструкции в статье будут.

Все версии плагинов, указанные в исходниках, работают на таком окружении:

  • os — windows7
  • nodejs — 0.10.35
  • npm — 1.4.28
  • gulp — 3.9.1

package.json и gulpfile.js

Это первое, с чего мы начинаем сборку фронтенда — создадим package.json в корне проекта.

Стандартная заготовка, можно ничего не менять. После этого ставим gulp. Если он еще не установлен глобально, то делаем npm install -g gulp

Затем устанавливаем gulp как локальную зависимость для нашего проекта — npm install gulp —save-dev. Опция —save-dev обновит package.json, добавив в него секцию

Теперь создадим пока что пустой файл gulpfile.js, тоже в корне проекта, и приступим к задачам сборки. Начнем с базового — с очистки результатов предыдущей сборки.

gulp-clean — удаление файлов и папок

Как мы помним, собранные файлы будут складываться в папку build в корне проекта (на самом деле мы наследим и в src, но зачем и где — чуть позже). Поэтому перед каждым запуском сборки нужно очищать результаты предыдущей — то есть просто сносить папку build.

Ставим плагин gulp-clean — npm install gulp-clean —save-dev. А в gulpfile.js пишем такой код

Сначала мы объявляем переменные-модули, выполняющие всю работу. Пока это сам gulp и clean, но с каждой задачей раздел будет расширяться.

Зачем нужен объект path? Дело в том, что задач у нас будет много, также будет много путей к файлам и папкам. И их удобнее хранить в одном месте, в конфиге, а не разбрасывать по отдельным gulp-таскам. Сейчас объект небольшой, да еще и с пустыми полями, но по мере написания каждой задачи мы будем добавлять в него новые пути и он очень быстро разрастется. Как Вы уже догадались, в build будут пути к стилям, скриптам и картинкам, уже собранным для продакшена, в src — для разработки, в watch — тоже для разработки, файлы для наблюдения за ними, чтобы запускать задачи сборки в режиме онлайн. Но обо всем по порядку.

Сама gulp-таска в конце собственно и очищает папку build. Попробуйте сейчас создать эту папку, кинуть туда пару файлов и запустить в консоли gulp clean. Убедитесь, что после отработки задачи папки исчезла — то, что нужно.

gulp-sass — собираем стили

Ставим плагин gulp-sass: npm install gulp-sass —save-dev. Теперь сама задача. Давайте договоримся, что пока будем собирать стили для режима девелопера. Как мы помним, в предыдущем уроке мы так и не подключили стили к проекту, хотя и написали sass-модули. Пора это исправить. Дополним раздел var вот так:

Добавим пути к нашему конфигу:

Все просто: указываем, что начальный файл main.scss, который уже подключает в себе все дополнительные sass-модули. А также скажем, что положить выходной файл css мы хотим в папку src/styles. Называться он будет так же, как и sass-файл, только с нужным расширением — main.css.

И сама gulp-таска sass

Теперь запускайте в консоли gulp sass, убедитесь, что main.css создался и обновите страничку проекта в браузере. Если все сделали правильно, то стили применятся, появятся отступы по бокам страницы и поправятся шрифты — все хорошо.

Так как main.css у нас собирается автоматически, то нет нужды держать его в проекте, нужно удалять его при запуске gulp clean. Поэтому обновим конфиг:

Теперь запустите снова gulp clean и убедитесь, что удаляется не только папка build, но и файл main.css.

gulp-sourcemaps — sourcemaps для стилей

Вы могли заметить, что при сборке стилей мы не сжимали выходной файл. Это мы сделаем позже, когда займемся сборкой для продакшена. В режиме девелопера нам ни к чему сжатые стили, для отладки удобнее работать так. Вместо этого сейчас мы настроим sourcemaps.

Что это такое? Мы пишем стили для проекта в sass-файлах. Когда мы захотим отладить верстку, то откроем браузерный dev tools, поправим стили, как нужно и захотим их сохранить в проекте. Вот здесь-то нас и подстерегает неудобство. Стили собраны в один-единственный файл. Хорошо нам с тестовым приложением, где 3 строчки стилей лежат в двух файлах, а как быть со стилями, которые собираются из хотя бы полусотни sass-файлов? Для этого и нужны sourcemaps — эти файлы-«карты ресурсов» «запоминают», какие стили в каких исходных sass-файлах находятся. Что конечно же значительно облегчит работу с версткой.

Чтобы было совсем наглядно, вот два скриншота, как мы ищем, где лежат стили для тега h1. Вот здесь мы собрали стили не зная о sourcemaps: Заметьте, мы ничего не знаем о том, где стили для h1 искать в нашем проекте. А вот как выглядит dev tools, когда мы подключим sourcemaps Заметили разницу? Видно, что стили для h1 лежат в первой строке файла _page.scss. А ниже указаны для body — файл _common.scss — удобно. Надеюсь, если Вы до этого не знали про sourcemaps, то теперь точно захотите ими пользоваться 🙂

К тому же создавать их с помощью gulp очень просто. Ставим плагин npm install gulp-sourcemaps —save-dev. Пара изменений в gulpfile.js

На заметку: sourcemaps с таким же успехом применяются и при склеивании/сжатии js-файлов, так что пользуйтесь этим инструментом на полную. А мы переходим к сборке модулей requirejs в один файл. Если Вы не знакомы с подходом requirejs, то можете просто пропустить следующий раздел.

gulp-requirejs — сборка require.js

Начиная с этого раздела мы наконец-то вспомним, что сборка фронтенда в первую очередь задумана для боевого окружения, поэтому займемся amd-модулями requirejs. Все модули нужно собрать в один файл да еще сжать его и выкинуть в папку build/js с названием build.js. Здесь долго пояснять не буду, сборку мы разобрали в предыдущей части, когда писали тестовое приложение.

Ставим плагин gulp-requirejs npm install gulp-requirejs —save-dev. Подключаем его:

Прописываем новые пути в path

И самое хитрое — задача gulp-requirejs и конфиг для нее

Подробно объяснить здесь сложно, нужно знать принципы подключения requirejs и внимательно следить за путями к файлам и папкам. Если Вам лень в этом разбираться, то можете просто использовать этот готовый конфиг и по мере надобности понемногу в нем ковыряться.

Почему requirejs:build? Потому что для подключения собранного файла нам нужно будет сначала подключить библиотеку require.js в index.html, и поэтому мы сейчас напишем таску requirejs:copy, которая копирует нужную нам либу в папку build — готовит все для продакшена. Но пока запустите gulp requirejs:build и убедитесь, что сгенерировался файл build/js/build.js.

gulp-contrib-copy — копирование файлов

Теперь нам нужно скопировать файл src/lib.require.js в папку build/js, чтобы все было готово для подключения javascript на странице. npm install gulp-contrib-copy —save-dev Обновляем gulpfile.js

Запустим gulp requirejs:copy_lib и увидим, что в папке build/js/ рядом с build.js появился require.js — значит, все получилось! Идем дальше.

gulp-uglify — сжатие js-файлов

В двух последних задачах requirejs:build и requirejs:copy_lib мы подготовили два файла, предназначенных для боевого окружения. Но хорошим тоном считается сжатие файлов для уменьшения трафика пользователей и ускорения загрузки. В этом нам поможет плагин gulp-uglify.

Ставим. npm install gulp-uglify —save-dev. Сам по себе плагин не используется, он действует совместно с другими задачами, в нашем случае это будет и сборка requirejs:build, и копирование библиотечки requirejs:copy_lib. Поправим код

Посмотрим, что мы изменили. Кроме стандартного подключения, мы добавили всего лишь одну строку .pipe(uglify()) к нашим задачам непосредственно перед формированием выходных файлов. Теперь запустите обе gulp-таски снова и проверьте, что в build/js/ лежат те же файлы, только уже минифицированные — и это пригодно для продакшена. Переходим к последней на сегодня задаче сборки javascript — посмотрим, как работает плагин gulp-concat

gulp-concat — склеивание файлов

Что и зачем мы собрались клеить? Несмотря на то, что весь js-код мы разбили на amd-модули и собрали с помощью gulp-requirejs, очень часто на проекте возникает необходимость подключить какие-то сторонние скрипты, которые не хочется мешать с основным кодом. Это как правило, скрипты вроде inspectlet и яндекс-метрики, которые в больших количествах любят притаскивать аналитики и маркетологи.

Сложим эти файлы в папке src/scripts, чтобы они не мозолили нам глаза, и будем склеивать их все в один, сколько бы их там ни было, и выкидывать в папку build/js/ под названием scripts.js, предварительно сжав. Ух, какое длинное предложение получилось!
Наши действия: создадим папку src/scripts и создадим в ней для примера 3 файла, google-analytics.js, inspectlet.js и shoppyboom.js. Их содержимое незатейливо:

Установим плагин npm install gulp-concat —save-dev. И теперь gulpfile.js

Все достаточно просто. Указываем исходную папку, из которой будут браться все js-файлы, склеиваться в один под названием scripts.js, сжиматься и выкидываться в папку build/js/ уже третьим и последним по счету js-файлом для продакшена. И конечно же, запускайте gulp scripts и проверяйте, что файл действительно есть с содержимым

Мы вплотную подошли к тому, чтобы запустить наше приложение в production-режиме. Но до этого осталось сделать еще одну важную задачу — оптимизацию и сжатие изображений.

gulp-imagemin и imagemin-pngquant — оптимизация и сжатие изображений

Эти 2 плагина мы используем для обработки наших изображений, и неважно, что у нас всего одна картинка. Один раз настроим задачу сборки и забудем про изображения в идеале навсегда.

Установка npm install gulp-imagemin —save-dev и npm install imagemin-pngquant —save-dev. Но здесь хочу обратить Ваше внимание. Именно с этими плагинами у меня прошло не все так гладко. С моей старой версией ноды 0.10.35 согласились работать плагины только с версиями 2.1.0 и 4.1.2 соответственно.

Пробуйте сначала ставить их, как обычно, последние версии по умолчанию. Если Вы столкнетесь проблемой сборки, в консоли будут сыпаться gulp ошибки при сборке или даже при установке. И тогда придется с гуглом наперевес искать подходящие под Вашу ноду версии оных плагинов. Ставить их придется с указанием конкретной версии, вот так npm install [email protected] —save-dev. Второй плагин аналогично. При этом в package.json имеет смысл убрать ^ из версии плагинов, то есть

Иначе когда Вы захотите обновить версии всех плагинов и запустите npm install, то рискуете обновиться и поломать сборку картинок. А затем долго и нудно возвращать старые версии. Впрочем, будем надеяться, что с Вашей адекватной версии ноды все прекрасно установится и по умолчанию. Редактируем gulpfile.js

Если с плагинами все хорошо и все сделали правильно, то запуск gulp img соберет нам все картинки (всю одну) и выкинет в build/img/ в сжатом виде. Проверяйте. А мы меж тем переходим к самой интересной на мой взгляд теме — препроцессинга html и окончательному формированию production-окружению.

gulp-preprocess — препроцессинг html

На самом деле, плагин умеет препроцессить не только html, но и js, что тоже бывает очень полезно. Но в нашем случае мы рассмотрим только html. Давайте поставим плагин, дабы не забыть про него, и затем разберемся, а что же такое препроцессинг и зачем он нужен.
npm install gulp-preprocess —save-dev

Представим, что у нас настроены задачи для генерации двух вариантов css-файлов: сжатых (для production) и обычных с sourcemaps (для development). А еще мы в режиме разработки не хотим подключать упомянутые ранее js-файлы скриптов, но хотим их на production. А если мы разрабатываем SPA и общаемся с сервером через api, то адреса серверов могут быть различными. Например, на боевом сайте мы обращаемся к серверу по запросам вида webdevkin.ru/api/v1/, но параллельно работаем над новой версией api и тестируем ее на test.webdevkin.ru/api/v2/.

Все эти варианты сводятся к тому, что например, главный html-файл в разных режимах будет пусть и парой строк кода, но различаться. Каждый раз помнить об этом и руками менять нужные строки скучно и чревато ошибками, потому и придумали препроцессинг. Мы готовим шаблон-заготовку html-файла, прогоняем его через задачу препроцессинга и на выходе получаем файл с нужными настройками. Смотрим на примере.

Создадим папку html в src и перенесем в нее файл index.html. Это будет заготовка html, в которой мы чуть поправим содержимое body.

Ничего сложного нет, для режима разработки development мы подключаем require.js из папки lib, а для production — из js. Напомню, что src и build у нас — это корневые папки проектов. И файлы js в них располагаются в разных местах. Плюс для production подключим дополнительно js/scripts.js, которые не нужны нам в разработке.

Надеюсь, ситуация и полезность такого подхода немного проясняется. Осталось сделать так, чтобы эта html-заготовка превратилась в валидный html-файл. В этом нам поможет плагин gulp-preprocess.
npm install gulp-preprocess —save-dev
Добавляем задачу в gulpfile.js

Что мы сделали? Добавили пути в конфиг, указали корневые папки обоих проектов, для src еще указали, где хранится исходный html-шаблон. Не забыли включить генерируемый src/index.html в задачу очистки. build/index.html специально не включаем, папка build и так удаляется целиком. И написали 2 задачи препроцессинга: html:dev и html:prod.

Эти 2 задачи отличаются друг от друга только установкой окружения NODE_ENV и выходными путями, куда складывается преобразованная html. Запустите по очереди gulp html:dev и gulp html:prod и увидите, что в папках src и build соответственно появились index.html с разным, нужным нам содержимым.

Итак, js-скрипты подключаются так, как нам нужно. Но не будем забывать про стили, ибо собранный файл main.css нужно подключать из разных папок: src/styles и build/css. Заменим строку подключения стилей в srс/html/index.html на

Пути к стилям мы указали правильно, но у нас есть только одна задача sass, которая собирает несжатый main.css в src/styles да еще и генерирует sourcemaps. Это отлично для разработки и никуда не годится для боевого сайта. Давайте это исправим. Сначала добавим путь к стилям в build

А затем вместо задачи sass создадим две: sass:dev и sass:prod.

Видим, что для сборки development ничего не поменялось, кроме названия. А вот dev:prod существенно отличается: мы не генерируем в ней sourcemaps, зато сжимаем выходной файл опцией . Как обычно, проверяйте, что все работает, gulp sass:dev и gulp sass:prod.

Теперь когда мы научились препроцессить html, собирать стили, скрипты и requirejs-модули, копировать файлы и оптимизировать изображения, мы переходим к кульминации статьи — собираем все написанные задачи вместе.

gulp develop и gulp production — запускаем сборку одной командой

Мы написали уже с десяток задач под разные окружения, но не собираемся же каждый раз вбивать все их руками. Не для этого же придуманы инструменты сборки. Нет, нам понадобятся всего две задачи, gulp develop и gulp production, которые сами разберутся, какие задачи нам нужно выполнить для нужного окружения. Привожу сразу код и все встанет на свои места.

Все! По запуску одной команды мы сгенерируем все нужные файлы для разработки или деплоя на продакшен. В режиме development нам достаточно только препроцессить html и собрать стили. В production делаем все — и препроцессинг, и стили, собираем модули requirejs в один файл, еще и копируем библиотечку require, а также оптимизируем изображения и склеиваем и копируем файлы scripts.

gulp-sync — запускаем задачи синхронно

Это небольшое отступление от темы. Мы только что написали задачи develop и production, которые запускают множество мелких задач. Природа gulp-a такова, что в таких случаях все задачи запускаются асинхронно. И это здорово, положительно сказывается на скорости работы, если бы не одно но.

Есть задачи, которые должны выполняться только последовательно. В нашем случае, в первую очередь должна отработать очистка предыдущих результатов, и только потом запускаться все остальные таски. gulp умеет делать это нативными средствами, но не очень удобочитаемыми, поэтому воспользуемся сторонним плагином gulp-sync.
npm install gulp-sync —save-dev
И поправим код gulpfile-a

Немного поправили задачи develop и production. И теперь мы уверены, что clean не очистит нам уже возможно сгенерированные другими задачами файлы.

gulp-watch — собираем в режиме онлайн

Написанные задачи отлично подходят для запуска сборки в режиме production. Но для разработки все же чего-то не хватает, а именно. Когда мы поменяем пару строк в sass-файлах или в index.html, нам придется запускать gulp sass:dev, gulp html:dev или gulp develop. Каждый раз врукопашную это делать совсем не интересно. Для этой рутинной работы существует замечательный плагин gulp-watch. Он следит за изменяемыми нами файлами и автоматически запускает нужные задачи сборки. Посмотрим, как это работает.

npm install gulp-watch —save-dev
Правим код

Казалось бы, сложная задача, которая сэкономит нам уйму времени, но так легко и быстро настраивается. Всего лишь указали, за какими файлами мы хотим следить и какие задачи запускать при их изменении. Обратите внимание, мы добавили задачу watch в develop. Теперь gulp develop не только соберет стили и html для разработки, но и запустить задачу их автоматической пересборки — отлично!

Для проверки запускаем gulp develop и пробуем редактировать, например, sass-файлы. В терминале сразу увидите, как gulp реагирует на Ваши действия и запускает задачу sass. То же самое и с html. Параллельно проверяте содержимое src/styles/main.css и src/index.html и убеждайтесь, что их содержимое меняется.

browser-sync — запуск локального веб-сервера

И напоследок рассмотрим очень крутую штуку, легко позволяющую поднять локально веб-сервер. Я упоминал, что для проверки работы Вам нужно было настроить apache или nginx, или запустить сервер средствами IDE, или заливать файлы на хостинг. С помощью этого плагина наш проект становится совершенно самодостаточным. Всего лишь одна команда позволит запустить проект в нужном режиме, development или production. То есть из двух разных папок, src или build. Давайте поставим плагин и проверим на примере.
npm install browser-sync —save-dev

Мы создали конфиги для веб-сервера, указав разные корневые папки и порты, а также написали собственно задачи для запуска webserver:dev и webserver:prod. webserver:dev мы еще добавили в задачу develop. Проверим, что из этого получилось.

Запустите теперь gulp develop и немного подождите. У Вас откроется браузер, где в новой вкладке по адресу http://localhost:9001 откроется наш проект, запущенный из папки src. Откройте консоль и убедитесь, что это действительно режим разработки: стили и скрипты не сжаты, 3 файла scripts не загружены, для стилей есть sourcemaps. При этом в фоне работает watch, и если Вы поменяете стили, то переключившись в браузер и обновив страницу, Вы сразу увидите сделанные обновления. Просто отлично!

Получается, теперь все что нам нужно, чтобы начать работать — это запустить gulp develop. Остальное все сделается за нас: очистятся результаты предыдущей сборки, соберутся стили и html, запустится наблюдатель watch и веб-сервер. Да еще и откроется браузер с запущенным проектом.

В режим production я не стал включать webserver:prod — мы собираем для продакшена не чтобы запустить браузер, а чтобы собрать файлы и залить их на боевой сайт. Но убедиться, что все собрано правильно и корректно работает, смысл имеет. Сделайте сначала gulp production, а затем gulp webserver:prod. Проект из папки build запустится с адресом http://localhost:9001.

Открыв dev tools, Вы легко проверите, что подключились именно продакшеновские файлы, сжатые стили и скрипты, никаких sourcemaps. Также заметите 3 отдельных js-файла из папки scripts, которые сыпят в консоль сообщения ‘init что-то там’.

Дополнение: browserSync.reload

Грамотный человек в комментариях (Dima) напоминает про одну замечательную вещь: browserSync.reload. Иными словами, liveReload, живая перезагрузка. Настроив ее, нам больше не придется обновлять страницу в браузере руками, после правки кода она перезагрузится сама. И сделать это очень просто.

Допустим, мы хотим обновлять страницу при изменении html, стилей, javascript-кода и шаблонов в папке tpl. Конечно, только в режиме develop. Для этого в таски html:dev и sass:dev нужно дописать одну строчку — .pipe(browserSync.reload())

Для js-кода и шаблонов делаем чуть по-другому. Добавим пути к отслеживаемым файлам в конфиг path.watch и одну строку в watch-таску

Перезапускайте gulp develop и пробуйте редактировать код, страница обновляется, кодить стало намного приятнее.

browserSync tunnel

Хочется упомянуть еще об одной небольшой детали насчет browserSync. Откройте терминал и увидите примерно такую картину Обратите внимание на строку
Tunnel: http://pjwhpjlsom.localtunnel.me
Она означает, что прямо сейчас Ваш проект доступен по этой ссылке извне. Можно отправить ее коллеге-программисту или дизайнеру. Конечно, это работает только до тех пор, пока у Вас запущен веб-сервер. При следующем запуске адрес поменяется: удобно и безопасно.

Выводы, исходники проекта и нужные ссылки

На этом пока все, что я хотел рассказать о сборке фронтенда с помощью gulp. Статья получилась объемной, много кода, но и написали мы немало самых разных задач. Материал получился очень сжатым, но подробный рассказ о рассмотренных плагинах и вариантах сборки мог бы растянуться на десяток статей.

Моей главной целью было заинтересовать читателей, мало знакомых с инструментами и принципами сборки. Я постарался показать реальные задачи, которые возникают при сборке практически любого проекта, даже самого простого. Мы создали и настроили gulp так, что теперь можно использовать только 2 команды для всей работы и сколь угодно расширять проект, не заботясь о рутинных операциях.

gulp, как, например, и git, относится к таким инструментам, без которых в принципе можно обойтись. Код они за нас не напишут. Но после знакомства с ними ты уже не можешь представить, как жил и работал до этого. Они становятся настолько привычными, что любой проект ты начинаешь с создания репозитория и настройки сборки. И только когда все подготовительные операции пройдены, ты со спокойной душой начинаешь заниматься программированием.

Исходники проекта доступны по этой ссылке. Желаю удачной сборки и отличных проектов! Вопросы, пожелания и критику оставляйте в комментариях.

Установка и использование Gulp

Установка Gulp

Установка Gulp довольно простая. Для начала установите пакет Gulp глобально:

Затем установите его в свой проект:

Использование Gulp

Давайте создадим задачу Gulp для минимизации одного из наших файлов JavaScript. Создайте файл с именем gulpfile.js. В нём будут определяться ваши задачи, которые запускаются с помощью команды gulp.

Добавьте следующие команды в ваш файл gulpfile.js:

Установите gulp-uglify через npm выполнив npm install —save-dev gulp-uglify , а затем запустите задачу через gulp minify . Предположим, у вас есть файл с именем app.js в папке js, новый app.js будет создан в папке build и содержать сжатую версию js/app.js.

Что на самом деле здесь происходит?

Мы делаем несколько вещей в нашем файле gulpfile.js. Вначале мы загружаем модули gulp и gulp-uglify:

Затем определяем задачу с именем minify, которая при запуске вызывает функцию, заданную в качестве второго аргумента:

В конце, и это самое сложное, мы определяем, что наша задача должна делать:

Если вы не знакомы с потоками, а большинство фронтенд-разработчиков с ними не знакомы, то код выше ничего вам не скажет.

Потоки

Потоки позволяют пройти некоторым данным через ряд, как правило, небольших функций, которые модифицируют данные, а затем передают их следующей функции.

В приведённом выше примере функция gulp.src() получает строку, которая соответствует файлу или набору файлов, и создаёт поток объектов представляющих эти файлы. Затем они переходят (или перетекают) в функцию uglify() , которая принимает объекты файлов и возвращает новые объекты файлов с минимизированным исходником. Этот результат затем перетекает в функцию gulp.dest() , которая сохраняет изменённые файлы.

Вот что происходит в виде схемы:

Когда есть только одна задача, функция ничего не делает. Тем не менее, рассмотрим следующий код:

Чтобы запустить это самостоятельно, установите gulp, gulp-jshint, gulp-uglify и gulp-concat.

Эта задача берёт все файлы соответствующие js/*.js (иными словами все файлы JavaScript из папки js), запускает для них JSHint, выводит отчёт, минимизирует каждый файл, а затем объединяет их, сохраняя их в build/app.js. В виде схемы:

Если вы знакомы с Grunt, то заметите, что это довольно сильно отличается от того, как работает Grunt. Grunt не использует потоки. Вместо этого он берёт файлы, запускает одну задачу для каждого файла и сохраняет в новые файлы, повторяя весь процесс для каждой задачи. В результате множества обращений к файловой системе, Grunt работает медленнее, чем Gulp.

Для лучшего понимания потоков прочтите Stream Handbook.

gulp.src()


Функция gulp.src() берёт один или несколько файлов или массив и возвращает поток, который может быть передан в плагины.

Gulp использует node-glob для получения указанных файлов. Проще всего объяснить на примерах:

  • js/app.js
    Соответствует определённому файлу.
  • js/*.js
    Соответствует всем файлам, заканчивающихся на .js в папке js.
  • js/**/*.js
    Соответствует всем файлам с расширением .js в папке js и всех вложенных папках.
  • !js/app.js
    Исключает js/app.js из соответствия, что полезно если вы желаете выбрать все файлы в папке за исключением определённого файла.
  • *.+(js|css)
    Соответствует всем файлам, заканчивающихся на .js или .css.

Другие функции также доступны, но в Gulp они обычно не применяются. Посмотрите документацию Minimatch ради подробностей.

Предположим, у нас есть папка с именем js, содержащая файлы JavaScript, некоторые минимизированы, а некоторые нет. Мы хотим создать задачу по минимизации ещё не уменьшенных файлов. Чтобы сделать это, мы выбираем все файлы JavaScript в папке, за исключением всех файлов, оканчивающиеся на .min.js:

Определение задач

Чтобы определить задачу используйте функцию gulp.task() . Для простой задачи эта функция принимает два параметра: имя задачи и функция для запуска.

Запуск gulp greet выведет «Здравствуй, мир» в консоли.

Задача также может быть списком других задач. Предположим, мы хотим определить задачу build, которая выполняет три других задачи: css, js и imgs. Мы можем сделать это, указав вместо функции массив с задачами:

Они будут запускаться асинхронно, так что вы не можете предполагать, что когда задача css завершится, то запустится задача js — на деле, это, скорее всего, не произойдёт. Чтобы убедиться, что задача завершила работу перед запуском другой задачи, вы можете указать зависимостей путём объединени массива задач с функцией. Например, чтобы определить задачу css, которая перед запуском проверит, что задача greet завершена, вы можете сделать так:

Теперь, когда вы запустите задачу css, Gulp выполнит задачу greet, подождёт, пока она окончится, а затем вызовет указанную функцию.

Задача по умолчанию

Вы можете определить задачу default, которая выполняется, когда вы просто запускаете gulp. Вы можете сделать это, определив задачу с именем default.

Плагины

Вместе с Gulp вы можете использовать ряд плагинов — более 600 на деле. Вы найдёте их список на странице плагинов, либо путём поиска gulpplugin в npm. Некоторые плагины помечены «gulpfriendly»; это не плагины, но они предназначены для работы с Gulp. Учтите, что при поиске непосредственно в npm, вы не увидите плагины из чёрного списка (прокрутите страницу с плагинами вниз и увидите больше).

Большинство плагинов довольно просты в использовании, имеют хорошую документацию и запускаются аналогичным образом (через поток файловых объектов). Они, как правило, модифицируют файлы (хотя некоторые, вроде валидаторов, нет) и возвращают новые файлы, которые передаются в следующий плагин.

Давайте расширим уже упомянутую задачу js:

Мы используем три плагина: gulp-jshint, gulp-uglify и gulp-concat. Вы можете увидеть в файлах README для плагинов, что их довольно легко использовать. Доступны некоторые настройки, но по умолчанию, как правило, всё хорошо.

Вы, возможно, заметили, что плагин JSHint вызывается дважды. Потому что первая строка вызывает JSHint для файлов, которые только присоединяют свойство jshint к файловым объектам без какого-либо вывода. Вы можете прочитать свойство jshint самостоятельно или передать его в jshint.reporter по умолчанию или в другой reporter , такой как jshint-stylish.

Два других плагина понятнее: функция uglify() минимизирует код, а функция concat(‘app.js’) объединяет все файлы в один с именем app.js.

gulp-load-plugin

Модуль, который я нахожу весьма полезным называется gulp-load-plugins, он автоматически загружает любые плагины Gulp из файла package.json и присоединяет их к объекту. Основное применение следующее:

Вы можете записать всё в одну строку ( var plugins = require(‘gulp-load-plugins’)(); ), но я не большой поклонник однострочного вызова require.

После запуска этого кода объект plugins будет содержать ваши плагины с именами в CamelCase-стиле (к примеру, gulp-ruby-sass будет загружен как plugins.rubySass ). Вы можете использовать их обычным путём. Например, наша задача js сократится так:

К этому прилагается файл package.json, который содержит нечто похожее:

Данный пример на самом деле не намного короче. Однако для объёмных и сложных Gulp-файлов, это сократит блок с загрузкой файлов до одной или двух строк.

Версия 0.4.0 gulp-load-plugins выпущенная в начале марта добавила отложенную загрузку плагина, которая улучшает производительность. Плагины не загружаются, пока их не вызовем, это значит, что вам не придётся беспокоиться о неиспользованных плагинах в package.json влияющих на производительность (хотя их, вероятно, следует убрать в любом случае). Другими словами, если вы запустите задачу, которая требует только два плагина, она не станет загружать все плагины, которые необходимы для других задач.

Отслеживание файлов

Gulp имеет возможность следить за изменением файлов и выполнять задачу или задачи при обнаружении изменений. Эта функция удивительно полезна (для меня, наверное, одна из самых полезных в Gulp). Вы можете сохранить Less-файл, а Gulp превратит его в CSS и обновит браузер без каких-либо действий с вашей стороны.

Для слежения за файлом или файлами используйте функцию gulp.watch() , которая принимает шаблон файлов или их массив (такой как gulp.src() ), либо массив задач для их запуска или выполнения функции обратного вызова.

Предположим, что у нас есть задача build, она превращает наши файлы шаблонов в HTML и мы хотим определить задачу watch, которая отслеживает изменение шаблонов и запускает задачу для преобразования их в HTML. Мы можем использовать функцию watch следующим образом:

Теперь при изменении файла шаблона будет запущена задача build, которая создаст HTML.

Вы также можете указать для watch функцию обратного вызова вместо массива задач. В этом случае функция получает объект event содержащий информацию о событии, которое вызвало функцию:

Другой отличительной особенностью gulp.watch() является то, что она возвращает watcher . Используйте его для прослушивания дополнительных событий или для добавления файлов в watch. Например, чтобы одновременно запустить список задач и вызвать функцию, вы можете добавить слушателя в событие change при возвращении watcher :

В дополнение к событию change вы можете прослушивать ряд других событий:

  • end
    Срабатывает, когда watcher завершается (это означает, что задачи и функции обратного вызова не будут больше вызываться при изменении файлов).
  • error
    Срабатывает, когда происходит ошибка.
  • ready
    Срабатывает, когда файлы были найдены и готовы к отслеживанию.
  • nomatch
    Срабатывает, когда запросу не соответствует ни один файл.

Объект watcher также содержит некоторые методы, которые можно вызывать:

Gulp файл и сборка CSS

Что такое Gulp, и зачем он нужен? При верстке сайтов, возникает много рутинных задач:

  • компиляция SASS/LESS файлов
  • работа с шаблонизаторами
  • проставление префиксов
  • оптимизация изображений
  • сжатие и склейка файлов

Представьте, что вы сверстали сайт и на этом работа ещё далеко не закончилась. Дальше вы открываете массу сервисов, генераторов, компиляторов и вручную начинаете дорабатывать ваш сайт. Трата драгоценного времени, на повторяющиеся действия из проекта в проект — непозволительная роскошь.

Наверняка вас посещала такая мысль: «Как бы это все это автоматизировать». А все уже давно придумано за нас, только бери и пользуйся. В народе называют его сборщиком проектов – Gulp, а по сути – это исполнитель задач (task-runner).

Кстати, как у вас обстоит дело с JavaScript? При работе с Gulp файлом, вам придется с ним подружиться, но ненадолго. Как правило, файл с Gulp тасками (task), создается один раз и копируется из проекта в проект.

На этом уроке мы рассмотрим, как создать gulp task для сборки CSS файла. На компьютере должен быть установлены node.js.

Задача: Пишем стили в SASS, а на выходе получаем простой и минифицированный CSS файл с проставленными префиксами.

Gulp проект

Создаем папку my-gulp с файлом package.json. Пишем информацию о проекте.

<
«name»: «my-gulp»,
«version»: «1.0.0»,
«description»: «gulp4»,
«author»: «дядя Вася»,
>

Устанавливаем Gulp, через командную строку:

npm i -–save-dev gulp

В папке с проектом появилась папка node_modules, на неё не обращайте никакого внимания.

Создадим в проекте:

  • gulpfile.js
  • две папки src, dist
  • style.scss

Gulp плагины

Установим плагины, поочередно вводя в командную строку:

// компилирует SASS в CSS
npm i gulp-sass —save-dev

// проставляет префиксы
npm i gulp-autoprefixer —save-dev

// делает красивый CSS код
npm i gulp-cssbeautify —save-dev

// сжимает CSS файл
npm i gulp-cssnano —save-dev

// удаляет комментарии
npm i gulp-strip-css-comments —save-dev

// добавляет суффикс min к сжатой версии
npm i gulp-rename —save-dev

Дословно: Инсталлировать gulp модули из пакетного менеджера и сохранить зависимости в package.json.

Пример Gulp файла для сборки CSS

// подключаем gulp
const gulp = require («gulp»);

// создадим две переменные, отвечающие за чтение исходных файлов (src) и запись сгенерированных файлов (dest).
const = require («gulp»);

// передаем модули в переменные
const autoprefixer = require («gulp-autoprefixer»);
const cssbeautify = require («gulp-cssbeautify»);
const removeComments = require («gulp-strip-css-comments»);
const rename = require («gulp-rename»);
const sass = require («gulp-sass»);
const cssnano = require («gulp-cssnano»);

Мы пишем SASS код в файле style.scss, Gulp выполняет таски и складывает готовые style.css + style.min.css, в папку dist. Однако сам Gulp не знает, откуда брать и куда перемещать, надо указать пути.

Создадим объект path с двумя вложенными объектами. Готовый CSS код, будет перемещаться из папки src в папку dist.

Создаем Gulp task для CSS

В таске важно придерживаться логической последовательности. Получаем путь ко всем исходным SASS файлам. Метод pipe будет вызывать ранее установленные плагины, можно передавать параметры.

Компилируем SASS файлы в CSS

Расставляем префиксы в каскадном виде с учетом 8-ми последних версий браузеров.

function css () <
return src(path.src.css, )
.pipe(sass())
.pipe(autoprefixer( <
Browserslist: [‘last 8 versions’],
cascade: true
>))

Преобразует код к аккуратному виду. Перемещает готовый CSS код туда, куда мы указывали в путях. Удаляет пробелы, комментарии, создает два CSS файла, один из которых минифицированный. Делает экспорт.

.pipe(cssbeautify())
.pipe(dest(path.build.css))
.pipe(cssnano( <
zindex: false,
discardComments: <
removeAll: true
>
>))
.pipe(removeComments())
.pipe(rename( <
suffix: «.min»,
extname: «.css»
>))
.pipe(dest(path.build.css))
>
exports.css = css;

Помимо таска для сборки CSS, в gulpfile.js пишутся таски для html, js и изображений.

Копирование материалов разрешается только с указанием автора (Михаил Русаков) и индексируемой прямой ссылкой на сайт (http://myrusakov.ru)!

Добавляйтесь ко мне в друзья ВКонтакте: http://vk.com/myrusakov.
Если Вы хотите дать оценку мне и моей работе, то напишите её в моей группе: http://vk.com/rusakovmy.

Если Вы не хотите пропустить новые материалы на сайте,
то Вы можете подписаться на обновления: Подписаться на обновления

Если у Вас остались какие-либо вопросы, либо у Вас есть желание высказаться по поводу этой статьи, то Вы можете оставить свой комментарий внизу страницы.

Порекомендуйте эту статью друзьям:

Если Вам понравился сайт, то разместите ссылку на него (у себя на сайте, на форуме, в контакте):

Она выглядит вот так:

  • BB-код ссылки для форумов (например, можете поставить её в подписи):
  • Комментарии ( 0 ):

    Для добавления комментариев надо войти в систему.
    Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.

    Copyright © 2010-2020 Русаков Михаил Юрьевич. Все права защищены.

    Настройка среды разработки: инструкция для новичков

    Первые шаги в разработке могут быть сложными – ведь вы еще не знаете об инструментах и средствах, которые могут облегчить вашу задачу. О них – эта статья от преподавателя GeekBrains Артема Шашкова. Здесь состоится ваше знакомство со средой разработки, с Node.js и NPM, а также Gulp. Интересно? Тогда загляните и в вебинар Артема Шашкова «Настройка среды разработки Frontend-разработчика» – чтобы увидеть, как применить на практике материал статьи.

    Выбираем среду разработки

    IDE – Integrated Development Environment, или интегрированная среда разработки – это система программных средств, предназначенная для создания ПО. Сред существует много: от бесплатных, с минимально достаточным функционалом, до мощных платных программ с внушительной ценой. Рекомендация новичкам – бесплатный Visual Studio или Brackets. Если цена для вас – не преграда, то попробуйте продукт от JetBrains.

    Выбираем IDE, устанавливаем и запускаем ее, и создаем пока пустой проект. Еще немного теории – и начнем писать «магические заклинания», которые помогут в разработке.

    Таск-менеджер и Ко

    Чтобы «творить магию», потребуется таск-менеджер, предназначенный для автоматического выполнения часто возникающих задач. Наиболее популярны Grunt, Webpack и Gulp. Первый уже устарел и не блещет скоростью, второй быстро новичку не поддастся – сложноват в освоении. А Gulp – то, что нужно: быстрый и простой.

    Gulp написан на JavaScript. Для работы с ним используется командная строка, а задачи описываются в специальном файле – gulpfile. Для работы с Gulp понадобятся Node.js и NPM.

    Node или Node.js – это программная платформа. Она основана на движке V8, который транслирует JavaScript в машинный код. Node.js превращает JavaScript из узкоспециализированного – в язык общего назначения. Берем платформу отсюда и ставим LTS-версию, так как она протестирована и стабильна.

    NPM (Node.js Package Manager) – это менеджер пакетов, входящий в состав Node.js. С его помощью будем устанавливать все необходимое для работы.

    Устанавливаем и настраиваем инструментарий

    Работать будем в консоли (терминале), так что открываем ее либо в IDE, либо отдельно. Создаем в IDE новый проект (например, «frontend»). Проверяем, успешно ли установился Node.js: набираем в консоли:

    Если все сделано правильно, в консоли увидим версию ПО. Если нет – пробуем перезапустить консоль или переустановить Node.

    Node установилась, NPM на месте – можно инициализировать проект. Переходим в консоли в корневую папку проекта и пишем там же:

    На все вопросы отвечаем утвердительно – нажимаем «Enter» (эти настройки пока нам не интересны). По завершении в корне проекта получаем файл package.json – это своего рода «инструкция по сборке». В нем хранится информация о всех зависимостях, задействованных в проекте.

    Устанавливаем Gulp: сначала глобально, а далее уже локально – в каждом проекте, где планируется его использовать. Будем работать с четвертой версией, где есть интересные и полезные новые фишки.

    Пишем в консоли:

    Первая команда ставит Gulp глобально, а вторая – непосредственно в наш проект.

    Процесс может занять некоторое время – ждем.

    После успешной установки в проекте появится папка node_modules, а в файле package.json – следующие строки:

    Это наша новая зависимость! В больших проектах таких могут быть десятки.

    Теперь все готово для того, чтобы создать первую задачу.

    Пишем первый таск

    Создадим в корне проекта отдельный файл для описания и назовем его gulpfile.js. Открываем его и пишем первый таск (задачу):

    В первой строке подключаем Gulp (далее будем действовать аналогично с остальными необходимыми модулями).

    Любой таск в Gulp создается методом .task(), который принимает два аргумента – название задачи и функцию-обработчик. Отметим, что в Gulp задачи асинхронны: надо дать знать, что задача выполнена, и ее выполняет callback() (в данном таске это просто функция-пустышка, так как нам нечего возвращать). Если этого не сделать, то в консоли мы увидим:

    Первый таск создан: можно запускать его в консоли! Пишем команду:

    Здесь gulp – это вызов собственно gulp, а hello – название таска, который хотим выполнить. Все очень просто.

    Усложняемся – работаем с препроцессором

    Создадим что-то более сложное и функциональное, а попутно познакомимся с оставшимися методами Gulp.

    Выстраиваем структуру папок. При разработке принято хранить исходники и сборку в разных папках. Создаем их: src для исходных материалов и build для готовой сборки.

    Чтобы усложнить задачу, добавим в разработку препроцессор pcss (CSS-препроцессор). Это надстройка, которая с помощью новых синтаксических конструкций добавляет CSS ранее недоступные возможности. Происходит преобразование кода, написанного с использованием препроцессорного языка, в чистый и валидный CSS-код.

    Установим препроцессор и несколько вспомогательных библиотек для работы с css.

    Ставим сам препроцессор:

    Далее устанавливаем autoprefixer, cssnext и precss

    В файле package.json появляются следующие строки:

    Понимаете, для чего это нужно? Скоро сами удивитесь, как это полезно.

    Подключаем препроцессор и дополнительные модули (в начале файла):

    Создадим в src папку pcss, где будем хранить стили. Добавим файл style.pcss и опишем несколько стилей в синтаксисе pcss:

    Файл готов! Создадим «таск», который будет переписывать pcss в css и класть в папку build/css. Для удобства работы с директориями добавим в gulpfile объект конфигурации:

    Теперь напишем сам таск и назовем его «css»:

    Разберемся, что тут происходит:

    Задан массив с дополнительными модулями для нашего postcss. Далее идет возврат (return) «цепочки» потоков (.pipe в каждом таком потоке выполняются какие-то задачи).

    Метод .src у gulp указывает, откуда брать файлы для обработки (/**/*.pcss говорит о том, что нужно сканировать текущую и все вложенные папки на наличие файлов с расширением pcss).

    Gulp.dest задает, куда положить результат обработки. Postcss вызывает обработку .pcss-файлов с параметрами из processors. dest (не путать с gulp.dest), дает возможность задать расширение выходного файла (в нашем случае – .css) и папку, в которую нужно положить файл.

    Задача написана – протестируем ее! Набираем в консоли:

    Переходим в build и видим, что там появилась папка css, а в ней – файл style.css с таким содержанием:

    Перед нами привычный CSS-код, который можно подключить html-файлу.

    Собираем js

    Будем используем ES6-синтаксис – понадобится соответствующий плагин, чтобы сохранить кроссбраузерность приложения. Ставим Babel (занимается преобразованием ES6 в ES5):

    Напишем задачу ‘js’, которая будет обрабатывать js-файлы:

    Все аналогично задаче css, только вместо postcss в дело вступает babel.

    Напишем простенький js-файл с ES6-кодом (пусть это будет script.js, размещенный в папке src/js). Испытаем работу таска:

    Результатом будет файл script.js в папке build/js со следующим содержанием:

    В результате работы Babel код немного усложнился по сравнению с исходным.

    С одним файлом все хорошо, но что произойдет, если их будет 2, 3, 10 и больше? Совсем неудобно все это подключать к странице. Эту проблему поможет решить модуль gulp-concat.

    Доработаем таск js:

    Теперь concat(‘main.js’) объединяет все файлы в один – main.js, который удобно подключать к странице (попробуйте создать несколько файлов и понаблюдайте за результатом).

    Научившись обрабатывать стили, JavaScript-код, вы все еще каждый раз набираете gulp ‘task’ в консоли. Это не очень удобно. Можно ли объединить все в одной задаче?

    Да, и прежде чем это сделать, напишем еще пару вспомогательных тасков для очистки папки сборки и переноса остальных файлов (html, картинок, шрифтов и т.д.).

    Напишем задачи ‘clr’ и ‘assets’. Первая будет вычищать папку build перед сборкой, а вторая – просто переносить файлы.

    Создадим отдельный таск для html:

    Теперь можем вычищать нашу директорию сборки и переносить остальные файлы. Но при разработке изменения происходят во многих файлах, и каждый раз нужно пересобирать проект вручную. Чтобы избавиться от этой рутины, воспользуемся методом gulp.watch.

    Напишем задачу ‘watch’, которая будет отслеживать изменения в нужных файлах и при необходимости запускать соответствующие таски:

    В данной задаче мы следим за изменениями в файлах стилей, скриптов и html.

    Осталось написать задачу для первичной сборки – назовем ее ‘build’, а также задачу ‘default’, которая позволит, просто набрав команду ‘gulp’, собрать проект и запустить «вотчеры».

    Используем метод .parallel, чтобы ускорить процесс и запустить все задачи в параллельных потоках.

    Метод .series запускает задачи последовательно: сначала выполнится ‘build’, а далее параллельно стартуют ‘watch’ и ‘server’.

    Пишем задачу ‘server’

    Стоп, что за задача ‘server’ – откуда, зачем? Это для «полного фэншуя» в разработке. Она «поднимает» виртуальный сервер, перезагружает браузеры и синхронизирует их в случае изменений. И все это – при помощи одной команды ‘gulp’, введенной перед началом работы. Далее все происходит автоматически. Magic!

    Ставим модуль ‘browser-sync’ для задачи ‘server’:

    И пишем таск ‘server’:

    Запускаем сервер, в настройках которого указываем базовую директорию (config.build) и индекс-файл, который будет открываться в браузере.

    Остается набрать в консоли gulp и наслаждаться разработкой.

    Сжимаем код

    В заключение – небольшой бонус. Минифицируем JavaScript-код, чтобы уменьшить конечный размер файла.

    Дорабатываем таск ‘js’:

    Перезапускаем и снова выполняем ‘gulp’ (остановить предыдущий можно нажатием ctrl+c), чтобы применились изменения. Код в main.js теперь сжат: читаемость стала хуже, но функциональность сохранилась.

    P.S. Помните, мы говорили про зависимости и package.json? Попробуйте удалить папку build и node_ modules, а затем выполнить задачи. Оп, ничего не работает. А теперь – еще немного магии. В консоли в корне проекта пишем команду npm i и дожидаемся ее выполнения. Пробуем выполнить задачи теперь. Бинго!

    Так вы можете легко развернуть ваш проект на любой другой машине. Помните: никогда не переносите проект полностью, то есть с папкой node_modules и папкой со сборкой. Ведь на разных операционных системах различные модули могут работать некорректно – их нужно ставить под конкретную ОС. Перенося проект, который разрабатывался на Win, на машину с MacOS, вы рискуете – может и «не завестись». Скорее всего, вам придется частично или полностью переустанавливать модули.

    Код из этой статьи можно использовать как основу при автоматизации разработки в ваших проектах. Вы можете легко модифицировать gulpfile.js, добавляя или удаляя новые модули и задачи. Удачи в кодинге!

    Первые шаги в разработке могут быть сложными – ведь вы еще не знаете об инструментах и средствах, которые могут облегчить вашу задачу. О них – эта статья от преподавателя GeekBrains Артема Шашкова. Здесь состоится ваше знакомство со средой разработки, с Node.js и NPM, а также Gulp. Интересно? Тогда загляните и в вебинар Артема Шашкова «Настройка среды разработки Frontend-разработчика» – чтобы увидеть, как применить на практике материал статьи.

    Выбираем среду разработки

    IDE – Integrated Development Environment, или интегрированная среда разработки – это система программных средств, предназначенная для создания ПО. Сред существует много: от бесплатных, с минимально достаточным функционалом, до мощных платных программ с внушительной ценой. Рекомендация новичкам – бесплатный Visual Studio или Brackets. Если цена для вас – не преграда, то попробуйте продукт от JetBrains.

    Выбираем IDE, устанавливаем и запускаем ее, и создаем пока пустой проект. Еще немного теории – и начнем писать «магические заклинания», которые помогут в разработке.

    Таск-менеджер и Ко

    Чтобы «творить магию», потребуется таск-менеджер, предназначенный для автоматического выполнения часто возникающих задач. Наиболее популярны Grunt, Webpack и Gulp. Первый уже устарел и не блещет скоростью, второй быстро новичку не поддастся – сложноват в освоении. А Gulp – то, что нужно: быстрый и простой.

    Gulp написан на JavaScript. Для работы с ним используется командная строка, а задачи описываются в специальном файле – gulpfile. Для работы с Gulp понадобятся Node.js и NPM.

    Node или Node.js – это программная платформа. Она основана на движке V8, который транслирует JavaScript в машинный код. Node.js превращает JavaScript из узкоспециализированного – в язык общего назначения. Берем платформу отсюда и ставим LTS-версию, так как она протестирована и стабильна.

    NPM (Node.js Package Manager) – это менеджер пакетов, входящий в состав Node.js. С его помощью будем устанавливать все необходимое для работы.

    Устанавливаем и настраиваем инструментарий

    Работать будем в консоли (терминале), так что открываем ее либо в IDE, либо отдельно. Создаем в IDE новый проект (например, «frontend»). Проверяем, успешно ли установился Node.js: набираем в консоли:

    Если все сделано правильно, в консоли увидим версию ПО. Если нет – пробуем перезапустить консоль или переустановить Node.

    Node установилась, NPM на месте – можно инициализировать проект. Переходим в консоли в корневую папку проекта и пишем там же:

    На все вопросы отвечаем утвердительно – нажимаем «Enter» (эти настройки пока нам не интересны). По завершении в корне проекта получаем файл package.json – это своего рода «инструкция по сборке». В нем хранится информация о всех зависимостях, задействованных в проекте.

    Устанавливаем Gulp: сначала глобально, а далее уже локально – в каждом проекте, где планируется его использовать. Будем работать с четвертой версией, где есть интересные и полезные новые фишки.

    Пишем в консоли:

    Первая команда ставит Gulp глобально, а вторая – непосредственно в наш проект.

    Процесс может занять некоторое время – ждем.

    После успешной установки в проекте появится папка node_modules, а в файле package.json – следующие строки:

    Это наша новая зависимость! В больших проектах таких могут быть десятки.

    Теперь все готово для того, чтобы создать первую задачу.

    Пишем первый таск

    Создадим в корне проекта отдельный файл для описания и назовем его gulpfile.js. Открываем его и пишем первый таск (задачу):

    В первой строке подключаем Gulp (далее будем действовать аналогично с остальными необходимыми модулями).

    Любой таск в Gulp создается методом .task(), который принимает два аргумента – название задачи и функцию-обработчик. Отметим, что в Gulp задачи асинхронны: надо дать знать, что задача выполнена, и ее выполняет callback() (в данном таске это просто функция-пустышка, так как нам нечего возвращать). Если этого не сделать, то в консоли мы увидим:

    Первый таск создан: можно запускать его в консоли! Пишем команду:

    Здесь gulp – это вызов собственно gulp, а hello – название таска, который хотим выполнить. Все очень просто.

    Усложняемся – работаем с препроцессором

    Создадим что-то более сложное и функциональное, а попутно познакомимся с оставшимися методами Gulp.

    Выстраиваем структуру папок. При разработке принято хранить исходники и сборку в разных папках. Создаем их: src для исходных материалов и build для готовой сборки.

    Чтобы усложнить задачу, добавим в разработку препроцессор pcss (CSS-препроцессор). Это надстройка, которая с помощью новых синтаксических конструкций добавляет CSS ранее недоступные возможности. Происходит преобразование кода, написанного с использованием препроцессорного языка, в чистый и валидный CSS-код.

    Установим препроцессор и несколько вспомогательных библиотек для работы с css.

    Ставим сам препроцессор:

    Далее устанавливаем autoprefixer, cssnext и precss

    В файле package.json появляются следующие строки:

    Понимаете, для чего это нужно? Скоро сами удивитесь, как это полезно.

    Подключаем препроцессор и дополнительные модули (в начале файла):

    Создадим в src папку pcss, где будем хранить стили. Добавим файл style.pcss и опишем несколько стилей в синтаксисе pcss:

    Файл готов! Создадим «таск», который будет переписывать pcss в css и класть в папку build/css. Для удобства работы с директориями добавим в gulpfile объект конфигурации:

    Теперь напишем сам таск и назовем его «css»:

    Разберемся, что тут происходит:

    Задан массив с дополнительными модулями для нашего postcss. Далее идет возврат (return) «цепочки» потоков (.pipe в каждом таком потоке выполняются какие-то задачи).

    Метод .src у gulp указывает, откуда брать файлы для обработки (/**/*.pcss говорит о том, что нужно сканировать текущую и все вложенные папки на наличие файлов с расширением pcss).

    Gulp.dest задает, куда положить результат обработки. Postcss вызывает обработку .pcss-файлов с параметрами из processors. dest (не путать с gulp.dest), дает возможность задать расширение выходного файла (в нашем случае – .css) и папку, в которую нужно положить файл.

    Задача написана – протестируем ее! Набираем в консоли:

    Переходим в build и видим, что там появилась папка css, а в ней – файл style.css с таким содержанием:

    Перед нами привычный CSS-код, который можно подключить html-файлу.

    Собираем js

    Будем используем ES6-синтаксис – понадобится соответствующий плагин, чтобы сохранить кроссбраузерность приложения. Ставим Babel (занимается преобразованием ES6 в ES5):

    Напишем задачу ‘js’, которая будет обрабатывать js-файлы:

    Все аналогично задаче css, только вместо postcss в дело вступает babel.

    Напишем простенький js-файл с ES6-кодом (пусть это будет script.js, размещенный в папке src/js). Испытаем работу таска:

    Результатом будет файл script.js в папке build/js со следующим содержанием:

    В результате работы Babel код немного усложнился по сравнению с исходным.

    С одним файлом все хорошо, но что произойдет, если их будет 2, 3, 10 и больше? Совсем неудобно все это подключать к странице. Эту проблему поможет решить модуль gulp-concat.

    Доработаем таск js:

    Теперь concat(‘main.js’) объединяет все файлы в один – main.js, который удобно подключать к странице (попробуйте создать несколько файлов и понаблюдайте за результатом).

    Научившись обрабатывать стили, JavaScript-код, вы все еще каждый раз набираете gulp ‘task’ в консоли. Это не очень удобно. Можно ли объединить все в одной задаче?

    Да, и прежде чем это сделать, напишем еще пару вспомогательных тасков для очистки папки сборки и переноса остальных файлов (html, картинок, шрифтов и т.д.).

    Напишем задачи ‘clr’ и ‘assets’. Первая будет вычищать папку build перед сборкой, а вторая – просто переносить файлы.

    Создадим отдельный таск для html:

    Теперь можем вычищать нашу директорию сборки и переносить остальные файлы. Но при разработке изменения происходят во многих файлах, и каждый раз нужно пересобирать проект вручную. Чтобы избавиться от этой рутины, воспользуемся методом gulp.watch.

    Напишем задачу ‘watch’, которая будет отслеживать изменения в нужных файлах и при необходимости запускать соответствующие таски:

    В данной задаче мы следим за изменениями в файлах стилей, скриптов и html.

    Осталось написать задачу для первичной сборки – назовем ее ‘build’, а также задачу ‘default’, которая позволит, просто набрав команду ‘gulp’, собрать проект и запустить «вотчеры».

    Используем метод .parallel, чтобы ускорить процесс и запустить все задачи в параллельных потоках.

    Метод .series запускает задачи последовательно: сначала выполнится ‘build’, а далее параллельно стартуют ‘watch’ и ‘server’.

    Пишем задачу ‘server’

    Стоп, что за задача ‘server’ – откуда, зачем? Это для «полного фэншуя» в разработке. Она «поднимает» виртуальный сервер, перезагружает браузеры и синхронизирует их в случае изменений. И все это – при помощи одной команды ‘gulp’, введенной перед началом работы. Далее все происходит автоматически. Magic!

    Ставим модуль ‘browser-sync’ для задачи ‘server’:

    И пишем таск ‘server’:

    Запускаем сервер, в настройках которого указываем базовую директорию (config.build) и индекс-файл, который будет открываться в браузере.

    Остается набрать в консоли gulp и наслаждаться разработкой.

    Сжимаем код

    В заключение – небольшой бонус. Минифицируем JavaScript-код, чтобы уменьшить конечный размер файла.

    Дорабатываем таск ‘js’:

    Перезапускаем и снова выполняем ‘gulp’ (остановить предыдущий можно нажатием ctrl+c), чтобы применились изменения. Код в main.js теперь сжат: читаемость стала хуже, но функциональность сохранилась.

    P.S. Помните, мы говорили про зависимости и package.json? Попробуйте удалить папку build и node_ modules, а затем выполнить задачи. Оп, ничего не работает. А теперь – еще немного магии. В консоли в корне проекта пишем команду npm i и дожидаемся ее выполнения. Пробуем выполнить задачи теперь. Бинго!

    Так вы можете легко развернуть ваш проект на любой другой машине. Помните: никогда не переносите проект полностью, то есть с папкой node_modules и папкой со сборкой. Ведь на разных операционных системах различные модули могут работать некорректно – их нужно ставить под конкретную ОС. Перенося проект, который разрабатывался на Win, на машину с MacOS, вы рискуете – может и «не завестись». Скорее всего, вам придется частично или полностью переустанавливать модули.

    Gulp для начинающих

    Gulp – это инструмент автоматизации front-end разработки. Он поможет вам автоматизировать рутинные задачи и ускорит вашу работу. Возможно вы уже работали с другой системой сборки Grunt. Сравнение Gulp и Grunt показывает, что Gulp на данный момент более перспективный инструмент и стоит обратить на него внимание.

    Основные задачи, которые вам поможет решить Gulp:

    • Минимизация и конкатенация Javascript и CSS файлов;
    • Минимизация HTML;
    • Использование CSS препроцессоров Sass, Less, Stylus и других;
    • Оптимизация изображений;
    • Автоматическая простановка вендорных префиксов;
    • Использование шаблонизаторов (Jade);
    • Удаление неиспользуемого CSS (UnCSS);
    • Валидация кода и тестирование;

    Ссылки на ресурсы

    Официальный сайт Gulp gulpjs.com
    Gulp на Github
    Каталог плагинов для Gulp http://gulpjs.com/plugins/
    Документация Gulp (на английском) ссылка

    Установка Gulp

    На вашем компьютере должен быть установлен Node.js. Скачать его можно по ссылке. Небольшая инструкция по установке.

    После установки Node.js откройте командную строку и введите команду:

    npm install – это команда, которую использует Node Package Manager для установки Gulp на компьютер.

    Флаг — global указывает, что Gulp надо установить на компьютер глобально для использования в любом месте системы.

    Создание проекта

    Создадим папку project для нашего проекта. Откройте командную строку и перейдите в папку с вашим проектом:

    Команда npm init создает файл package.json, который содержит информацию о проекте (описание проекта и зависимости).

    Когда файл package.json создан, мы можем установить Gulp с помощью команды:

    На этот раз – g не был использован и Gulp локально установится в папку project.

    — save — dev вносит в уже существующий файл package.json запись о Gulp в секцию devDependencies.

    После выполнения команды вы увидите, что в директории project появилась папка node_modules, внутри которой лежит папка Gulp.

    Мы почти готовы начать проект с Gulp. Но перед этим необходимо определиться со структурой проекта.

    Определяем файловую структуру

    Gulp достаточно гибок, чтобы работать с любой файловой структурой. В этом проекте мы будем использовать следующую структуру:

    В папке app будет находится рабочая версия проекта. В папке dist будет лежат продакшн версия проекта.

    Мы должны помнить об этой структуре файлов, когда конфигурируем задачи Gulp.

    Создадим первую задачу в файле gulpfile . js , в котором хранится вся конфигурация Gulp.

    Пишем первую задачу Gulp

    Базовый синтаксис задачи Gulp:

    task — name ссылается на имя задачи, которое вы будете использовать для запуска задачи. Задачу можно запустить командой gulp task-name.

    Для теста создадим задачу hello, которая выведет Hello Zell!

    Запустим команду gulp hello в командной строке.

    В командной строке появится сообщение Hello Zell !

    Задачи в Gulp обычно намного сложнее. Вот как может выглядеть реальная задача:

    Как вы видите, реальная задача содержит два дополнительных метода gulp . src и gulp . dest .

    gulp . src говорит, какие файлы использовать для выполнения задачи.

    gulp . dest указывает, куда положить файлы после выполнения задачи.

    Создадим реальную задачу, где мы скомпилируем Sass файлы в Css.

    Препорцессинг с Gulp

    Мы можем компилировать Sass в Css с помощью плагина gulp-sass. Для установки gulp-sass надо запустить команду:

    В gulpfile . js необходимо записать:

    Создадим задачу sass ( )

    [/crayon]
    Далее нам необходимо создать файл

    в папке app/scss и указать путь к этому файлу в gulp.src. Скомпилированный файл styles.css будет лежать в папке app/css. Укажем эту папку в gulp.dest.

    Для проверки правильности настройки задачи, добавим функцию sass в файл styles . scss .

    Если вы запустите команду gulp sass в командной строке, то вы увидите, что в папке app/css появится файл styles . css , в котором будет следующий код:

    Теперь мы знаем, как работает задача sass.

    Если вам необходимо выбрать несколько файлов в gulp.src, то можно использовать специальные выражения.

    • * . scss : Символ * — означает, что будут выбраны все файлы с расширением .scss в указанной директории;
    • * / * . scss — будут выбраны все файлы с указанным расширением в корневой папке и всех дочерних папках;
    • * / * . scss . Символ ! указывает, что данный файл надо исключить из выполнения задачи;
    • * . + ( scss | sass ) — позволяет выбрать для выполнения задач файлы с несколькими расширениями. В данном случае будут выбраны все файлы с расширениями . scss и . sass из указанной директории.

    Теперь мы можем заменить app/scss/styles.scss на scss/ **/*.scss.

    Любой файл с расширением .scss находящийся в папке app/scss будет скомпилирован. Например, если добавить print.scss, то мы увидим, что в папке app/css появится скомпилированный файл print.css.

    Компилируем Sass «на лету»

    С помощью метода watch можно отслеживать изменения в файлах. Синтаксис метода:

    Gulp. Введение.

    Всем привет! Это первая статья из серии, где мы рассмотрим, что такое Gulp, в чем причина его популярности, как его установить и настроить, а также некоторые другие детали.

    Что такое Gulp?

    Итак, Gulp – это сборщик проектов, написанный на NodeJS. Он позволяет быстро создать нужную структуру проекта, скачать и подключить нужные фреймворки или библиотеки, следить за файлами и, если они обновились, что-нибудь с ними делать. Например, вы можете писать код на Sass , а после сохранения файла Gulp сам проверит, есть ли изменения, и, если они есть, скомпилирует .sass файл в .css файл и обновит браузер на всех подключенных к сети устройствах, чтобы вы могли проверить, как ваш проект отображается на разных разрешениях экрана и разных операционных системах.

    В чем причина его популярности?

    Так как Gulp написан на NodeJS, все его настройки можно очень легко производить при помощи обычных javascript функций. Если вы уже знаете javascript, то зачем вам учить еще один язык программирования? Именно так подумали создатели платформы NodeJS, а на ее основе уже был создан Gulp. Помимо всего прочего, для данного сборщика проектов уже есть множество модулей, которые значительно облегчат вам написание кода.

    Установка

    Итак, давайте рассмотрим, как установить Gulp. Делается это очень просто!

    Во-первых, убедитесь, что у вас установлена платформа NodeJS и NPM.

    Во-вторых, откройте терминал и введите следующую команду:

    i – это сокращение от install(установить), а gglobal(глобально), что значит, что сборщик проектов будет установлен в вашу систему, а не в определенную папку. Это нужно при первой установке, а впоследствии флаг g вам уже будет не нужен.

    Заключение

    Итак, в этой статье мы разобрались, что такое Gulp, зачем он нужен, а также произвели его установку. В следующих же статьях мы создадим проект, где настроим правильное рабочее окружение!

    А на этом у меня все. Спасибо за внимание!

    Копирование материалов разрешается только с указанием автора (Михаил Русаков) и индексируемой прямой ссылкой на сайт (http://myrusakov.ru)!

    Добавляйтесь ко мне в друзья ВКонтакте: http://vk.com/myrusakov.
    Если Вы хотите дать оценку мне и моей работе, то напишите её в моей группе: http://vk.com/rusakovmy.

    Если Вы не хотите пропустить новые материалы на сайте,
    то Вы можете подписаться на обновления: Подписаться на обновления

    Если у Вас остались какие-либо вопросы, либо у Вас есть желание высказаться по поводу этой статьи, то Вы можете оставить свой комментарий внизу страницы.

    Порекомендуйте эту статью друзьям:

    Если Вам понравился сайт, то разместите ссылку на него (у себя на сайте, на форуме, в контакте):

    Она выглядит вот так:

  • BB-код ссылки для форумов (например, можете поставить её в подписи):
  • Комментарии ( 0 ):

    Для добавления комментариев надо войти в систему.
    Если Вы ещё не зарегистрированы на сайте, то сначала зарегистрируйтесь.

    Copyright © 2010-2020 Русаков Михаил Юрьевич. Все права защищены.

    Введение в Gulp

    Gulp — это …

    Gulp — это система сборки проектов, впервые появившаяся в 2015 году, которая, в качестве платформы, использует Node.js. Gulp использует JavaScript инструкции, помогающие выполнять фронтэнд задачи и, буквально, собирать крупномасштабные веб-приложения и сайты.

    Gulp, при наличии соответствующих плагинов, автоматизирует такие задачи как: конкатенация и минификация файлов, компиляция CSS и HTML препроцессоров и многие другие.

    Запуск выполнения задач осуществляется через терминал (консоль) с помощью определенных команд.

    Почему Gulp?

    Помимо Gulp существует немало других сборщиков проектов, например Grunt или Broccoli, однако причины, по которым Gulp существенно опережает их, будут следующими:

    Топ-пост этого месяца:  Ошибки начинающих блоггеров
    Добавить комментарий