HTML верстка сайтов – как она делается и что надо уметь


Содержание материала:

Верстка сайта — шпаргалка для начинающих

Верстка сайта представляет собой описание программным кодом визуальной части веб-сайта. Независимо от того, какой браузер использует пользователь, сайт должен выглядеть и работать корректно при любом разрешении монитора.

Процесс верстки — один из самых важных этапов создания интернет-ресурса, поскольку от работы верстальщика зависит:

  • Скорость загрузки веб-сайта;
  • Соответствие стандартам HTML;
  • Адекватность отображения в браузере;
  • Соответствие требованиям поисковых систем;
  • Адаптивность под различные экраны пользователя.

Что такое валидная верстка?

Понятие верстки тесно переплетается с понятием валидности. Валидная верстка веб-сайта — написание HTML и CSS кода, который соответствует стандартам W3C и успешно проходит тест на валидаторе.

Во-первых, данное понятие имеет огромное значение для SEO оптимизации сайта, поскольку грамотно построенный код положительно влияет на поведение поисковых роботов, а во-вторых валидный код — гарантия того, что верстальщик не допустил логических и синтаксических ошибок при программировании.

Страница даже с незначительными ошибками в коде не пройдёт через валидатор. Следует помнить, что лучший валидатор — браузер, поскольку восприятие сайта браузером — это восприятие сайта посетителем.

Базовые правила верстки сайта

Каковы основные правила качественной и грамотной верстки?

  1. Вёрстка обязательно должна быть кроссбраузерной для Firefox , Opera , Safari , Google Chrome и Internet Explorer , который в последнее время теряет актуальность. Сайт должен быть протестирован на разных разрешениях монитора, начиная от 1024 на 768;
  2. Вёрстка абсолютно всех страниц сайта должна пройти валидацию. Использование различных CMS, модулей и готовых скриптов, вставка на интернет-ресурс содержимого разных форматов зачастую затрудняют достижение валидности;
  3. Внешний вид свёрстанной страницы должен по максимуму соответствовать дизайну: размеры шрифтов, расстояния между строками, отступы должны соответствовать параметрам psd макета. Достичь пиксельной точности зачастую затруднительно, поэтому допускается отклонение отдельных элементов в пределах 3-6 пикселей;
  4. CSS стили должны быть вынесены в отдельный документ. В HTML коде допустимо только присутствие идентификаторов и классов;
  5. Логотип веб-сайта должен являться ссылкой на главную страницу;
  6. HTML страницы должны содержать комментарии к основным элементам, таким, как меню, заголовок, шапка, контент, футер и т.п.
  7. Имена идентификаторов и классов должны соответствовать назначению и быть понятными интуитивно ( menu , footer , header и т.д.);
  8. В таблицах стилей настоятельно рекомендуется использовать одинаковые единицы измерения для всех величин;
  9. Надписи на кнопках должны быть написаны на одном языке и либо прописными буквами, либо начинаться с заглавной;
  10. Кнопки должны иметь стандартное оформление и быть либо графическими элементами, либо быть настроенными с помощью таблиц стилей;
  11. HTML и CSS код должен быть минимизирован. Следует избегать лишних классов и идентификаторов и использовать свойства наследования;
  12. Заголовки должны быть написаны исключительно с помощью специальных тегов h1 , h2 и т.д;
  13. Атрибуты всех тегов должны быть заключены в кавычки.

Основные подходы к верстке сайта

Предположим, что существуют два блока, стоящих рядом. Существует несколько основных подходов к вёрстке сайта:

  • Фиксированная верстка . При изменении размера окна браузера блоки не поменяют свою ширину, а на мониторах с низким разрешением экрана появится полоса прокрутки;
  • Резиновая верстка . В зависимости от размера окна браузера, блоки изменят свою ширину;
  • Адаптивная верстка . Воплощается в жизнь благодаря различным скриптам и заточена под определённые разрешения (320, 768, 1024 и т.д.). Изменение размера происходит рывками после того, как определённый уровень достигнут;
  • Отзывчивая верстка . Представляет собой слияние адаптивной и резиновой верстки. Является самой сложной с технической точки зрения, но в то же время самой эффективной;
  • Версия сайта для мобильных устройств . Фактически является созданием другого сайта с другим дизайном, версткой и URL адресом.

Кроме подходов, существуют ещё и различные типы вёрстки.

Табличная верстка

Суть такой вёрстки заключается в применении сетки таблиц с невидимой границей, в которых удобно размещать разнообразные элементы.

Совсем недавно до появления блоков и слоёв это был самый популярный тип вёрстки, имеющий множество преимуществ:

  • Лёгкость в создании колонок, что положительно влияет на поведение при изменении размера окна браузера и позволяет создавать многоколоночные макеты сайта;
  • Склейка изображений. Зачастую рисунки делят на несколько отдельных фрагментов для уменьшения объёма файлов, создания эффекта анимации и т.д. Каждый рисунок помещается в отдельную ячейку таблицы, параметры которой задаются таким образом, чтобы стыков между ячейками видно не было;
  • Поскольку высоту и ширину таблицы можно задавать в процентах, табличная верстка широко применяется при создании резинового макета;
  • В отличие от некоторых CSS параметров, таблицы в разных браузерах отображаются практически идентично, что упрощает создание страниц;
  • Из-за одновременного выравнивания содержимого ячеек таблицы и по вертикали, и по горизонтали, возможности по размещению различных элементов дизайна относительно друг друга и на странице в целом расширяются.

Однако имеет место быть и небольшая ложка дёгтя:

  • Для того чтобы содержимое таблицы корректно отображалось браузером, она не будет показываться до тех пор, пока не будет загружена полностью. Если таблица массивная, загрузка сайта займёт довольно много времени;
  • Слишком громоздкий код из-за иерархической структуры тегов, что повышает сложность внесения изменений в отдельные параметры;
  • Плохая индексация поисковыми роботами. Контент сайта с табличной вёрсткой находится относительно далеко друг от друга, что затрудняет попадание сайта в топ поисковой выдачи.

Блочная верстка сайта

Слои, которые создаются с помощью тега div , представляют собой крайне удобные структурные элементы, оформление которых задаётся с помощью таблиц стилей CSS.

Блочная верстка сайта имеет следующие преимущества:

  • Блочная верстка образует гораздо меньший объём кода, в отличие от верстки таблицами, что не только увеличивает скорость загрузки страницы, но и уменьшает нагрузку на сервер;
  • Удобство изменения дизайна путём правки файла стилей;
  • Преимущества в сфере SEO. Вместо кода в первую очередь распознаётся контент и семантически правильно размечается.
  • Повышенная читабельность кода, что способствует соответствию стандартам валидности;
  • Задачи по нестандартному оформлению и расположению элементов веб-сайта могут быть с лёгкостью реализованы;
  • Возможность создать адаптивный дизайн, который будет корректно отображаться как на стационарных, так и на мобильных устройствах.

Несмотря на громадный ряд преимуществ, блочная CSS верстка имеет также и недостатки:

  • Повышенная сложность освоения . Табличную верстку освоить может и новичок, однако таблицы стилей предлагают настолько много различных возможностей, что понадобится немало времени для их изучения;
  • Кроссбраузерность . Решение данной проблемы требует больших усилий, чем в случае с табличной версткой.

Верстка слоями: преимущества, недостатки, сфера применения

Слои – это такие элементы HTML кода, которые внедряются в страницу сайта наложением друг на друга с пиксельной точностью. Изменение параметров слоёв происходят с помощью JavaScript и VBScript , что позволяет использовать различные эффекты.

Достоинствами вёрстки слоями являются:

  • Высокая скорость обработки страниц браузерами;
  • С помощью позиционирования различных слоёв относительно друг друга можно создавать живые и интересные анимационные эффекты;
  • Свойства слоёв настраиваются с помощью CSS;
  • Благодаря поддержке системы декартовых координат, местоположение слоёв на странице сайта можно указать с предельно возможной точностью.

К недостаткам вёрстки слоями можно отнести:

  • Необходимость наличия довольно глубоких познаний языков и технологий веб-программирования ( VBScript , CSS , JavaScript );
  • Отображение сайта в различных браузерах может также быть различным;
  • С технической точки зрения верстка слоями похожа на позиционирование, однако во избежание проблем с браузерами, тег следует заменять на

Вёрстка слоями предоставляет дизайнерам возможность ничем не ограничивать свою фантазию, однако имеет некоторые технические сложности.

Страницы со слоями не имеют единого стандарта отображения браузерами, поэтому одна и та же страница в браузерах Opera и Google Chrome может выглядеть по-разному.

Таким образом, единые общепринятые правила верстки не существуют, и в каждом конкретном случае следует действовать по ситуации.

Однако, табличный метод верстки, несмотря на указанные недостатки, практикуется повсеместно и зарекомендовал себя как максимально надёжный.

Верстка сайта с нуля. Меню навигации. Часть 1.

Начиная с этого урока, мы будем учиться верстке сайта с нуля в популярном flat стиле. Эта тема очень объемная и мы посвятим ей не один урок. Что означает это на практике?

Представьте себе, что Вы на бирже фриланса получили заказ на верстку одностраничного сайта. Заказчик передал Вам макет в виде файла .psd и попросил сверстать HTML страницу. В работу верстальщика входит еще и нарезка макета на картинки, но мы опустим этот этап, поскольку это вопрос умения пользоваться фотошопом. На данную тему Вы можете самостоятельно поискать обучающие уроки по фотошопу.

Будем исходить из того, что заказчик оказался добрым человеком и предоставил нам вместе с макетом и заранее порезанные картинки. Для создания HTML страницы, нам потребуется: .psd макет, папка с картинками, Photoshop, Notepad++ и браузер.

Мы говорим с вами про макет, но пока это только картинка, из которой нам предстоит сделать полноценную HTML страницу.

Обратите внимание, что наш макет представляет из себя классический пример flat дизайна. Flat дизайн – это значит «плоский», здесь вы не увидите объемных теней, градиентов и других «наворотов».

Открываем макет в фотошопе и берем оттуда всю нужную информацию – цвет, шрифт, размеры и начинаем писать код, первой у нас идет шапка сайта, состоящая из логотипа и меню навигации. Разумеется, что наш сайт будет адаптивным под любые устройства и разрешения экрана, поэтому все размеры указываем в % и em.

Верстка шапки сайта

Создаем HTML страницу и делаем разметку нашей шапки. Содержимое шапки пишем внутри парного тега header.

Без оформления CSS стилями выглядит шапка совсем не так, как надо. В файле style.css, пропишим селекторам соответствующие свойства, чтобы шапка выглядела согласно макету.

Разберем основные моменты. Логотип и меню навигации должны быть в одной строке. Поэтому в блоке div с логотипом задаем обтекание — float: left; Навигационное меню встанет справа от логотипа. Пункты меню должны быть в одной строке — display:inline-block; Отменить обтекание можно вставкой в код пустого дива —

Как правильно и быстро верстать сайты

Всем привет, друзья. Сегодня мы затронем очень важную тему — быстрая и правильная HTML верстка макетов. Углубимся в проблему, разберем все возможные способы ускорения верстки без потери в качестве на всех этапах. Данный вопрос интересует очень многих веб-разработчиков, интересовал и меня, когда я уже углублялся более серьезно в веб-разработку. Теперь, я с радостью поделюсь накопленными знаниями, хитростями и фишками скоростной верстки, чтобы вы, дорогие мои друзья, смогли заработать больше денег за единицу времени. Ведь именно скорость верстки влияет на то, какую колбасу вы будете кушать на завтрак. Обычно медленные веб-дизайнеры кушают на завтрак колбасу за 80 рублей из эмульсии шкурок, в то время, как более прозорливые и быстрые — хорошую докторскую за 900 рублей/кг. Конечно, есть много веб-дизайнеров, которые скажут — «Я выполняю работу вдумчиво и качественно, соответственно, медленно». Я не буду долго углубляться в психологический анализ, но это отговорки и самооправдание. Можно верстать очень быстро и качественно, это не картину маслом малевать.

Давайте проанализируем, какие этапы нам приходится выполнять в процессе верстки. Это позволит нам выявить основные проблемы и узкие места верстки, которые можно автоматизировать или ускорить. К слову сказать, ускорение HTML верстки, собственно и заключается в автоматизации (использование инструментов) и в ускорении (ваша скорость печати, предварительный анализ, сообразительность).

1. Анализ макетов и подготовка к верстке

Пойдем по хронологии ваших действий — от работы с PSD макетом (или другим исходником), до, собственно говоря, верстки. Конечно, немаловажную роль играет макет, который нарисовали до вас или вы сами наваяли, так как правильно подготовленный макет позволит вам сэкономить кучу времени. В конце данного урока я приведу памятку для дизайнера по подготовке макета к верстке. А пока представим, что вы простой верстальщик и по определенным причинам вам пришлось верстать макет дизайнера, которому глубоко плевать на ваши проблемы и который слабо представяет, что делют с его макетом далее. Это типичная ситуация в настоящее время.

1.1 Визуально разбейте макет на повторяющиеся части, определите сетку

Первое, что вам необходимо сделать — это открыть макет и проанализировать. Потратьте на это некоторое время, ознакомьтесь с повторяющимися частями макета. Например, если это Landing Page — повторяющиеся части — это секции, у которых, скорее всего, есть очень много одинаковых заголовков. Если это многостраничный сайт, то на всех страницах должна быть шапка и подвал. После визуального ознакомления с макетом (макетами), определите базовые переменные и параметры проекта, используя ваш препроцессор и подготовьте страницу с заготовками кода.

Вообще, очень важную роль в скорости работы играет использование CSS фреймворков. Не зависимо от того, стилизуете ли вы все элементы CSS фреймворка, например, Bootstrap или используете только сетку — вы ускоряетесь до скорости света при позиционировании элементов на странице и решении вопроса с адаптивностью сайта. Чаще всего, в наше нелегкое время, требуется именно адаптивная верстка. Если вы — веб-стдия, хотите выполнять проекты быстрее и порадовать ваших верстальщиков (если у вас такая система распределения обязанностей), научите веб-дизайнеров пользоваться сеткой. Недовольные возгласы о стандартизации веб-дизайна и ограничениях можно проигнорировать, мы не картины на Невском рисуем, а значит нужно использовать эффективные и быстрые инструменты для максимальной стандартизации. Не в ущерб качеству, конечно. Сетка будет не лишней точно и даст крепкую основу для верстки.

Если вы — самобытный верстальщик 80lvl и считаете, что сами сможете сделать сетку проекта лучше Bootstrap — разработайте вашу собственную сетку, протестируйте и подключите к вашему проекту. Проект без сетки — геморрой на долгие года, благоприятная и теплая среда для размножения HTML костылей в будущем.

1.2 Определите параметры проекта

Не зависимо от того, используете ли вы какой-либо CSS фреймворк, обязательно используйте CSS препроцессор. Это очень важно, так как позволит вам сэкономить время на написании CSS. Открывая любой свой выполненный проект я с ужасом наблюдаю, как много времени было потрачено на написание CSS, можно сказать, что 60-70% работы на этапе верстки — это написание CSS. И было бы логично данный этап автоматизировать. Я рекомендую использовать препроцессор Sass, но здесь вы можете выбрать любой препроцессор, который вам нравится. Если вам понравился Sass синтаксис, рекомендую ознакомиться с руководством Sass для самых маленьких, где я рассказываю о преимуществах использования препроцессора и привожу примеры, которые демонстрируют эффективность верстки с использованием Sass. Довольно трудно объяснить новичку преимущества использования препроцессора, но ребята, которые, как говорится, «уже хлебнули», понимают, на сколько это эффективный инструмент. Думаю, после выполения верстки 10-15 макетов к вам придет это понимание, а пока просто поверьте мне на слово — верстать с CSS препроцессором быстрее.

Создайте файл _typography.html, подключите к нему все необходимые стили и библиотеки. Это будет ваш базовый плацдарм с типовыми элементами. Исходя из данных открытого в графическом редакторе макета, определите такие параметры проекта, как:

  1. Базовый шрифт. Определяется для селектора body. Это размер и шрифт текста на текстовых макетах сайта, например, на странице «Статья» или размер и шрифт текста наиболее часто повторяющихся текстовых блоков на макете Landing Page. Если не смогли определить размер, так как, например, все элементы одностраничника разные, напишите font-size: 16px, это среднее значение по больнице. Отобразите базовую верстку в _typography.html;
  2. В файле _vars.sass определите переменную акцентного цвета и остальных явных цветов макета. Здесь и далее я буду приводить в пример и менно Sass, но вы можете без труда спроецировать информацию на ваш препроцессор. Постарайтесь задавать интуитивно понятные названия переменным и комментировать переменные, чтобы в дальнейшем не запутаться;
  3. Пройдитесь по всем страницам проекта и определите заголовки от h1 до h6 (Размеры, капс/некапс, шрифт, цвет). Сделав это заранее, вы сэкономите около 10 минут вашего времени или 1 часа, с учетом времени на прокрастинацию. Также определите инверс для заголовков и цвета текта. Добавьте родительский класс .dark-section ко всем заголовкам и тегам типографики p, blockquote, ol, ul, если в вашем макете есть секции «светлым по черному». Отобразите базовую верстку типографики в _typography.html;
  4. Также было бы полезно сразу определить типографику вашего проекта. Для тега body определите такой параметр, как line-height, обычно это 1.4 — 1.7 без указания единиц измерения. Расстояние между строк базового текста должно быть ориентировочно такое-же, как на макете в графическом редакторе. Здесь очень важную роль играет ваш глазомер, он очень сильно влияет на скорость вашей работы. Вам не придется измерять линейкой всё и вся, если ваш глазомер работает как надо. Данный скилл, к сожалению, развивается только с опытом и я не могу представить себе упражнения лучше, чем верстка, сам рабочий процесс.
  5. Определите кнопки. В вашем макете, наверняка есть кнопки. Определите параметры самой большой кнопки и используйте CSS модификатор для получения кнопок другого размера. Не определяйте заранее отношение элементов к «внешнему миру», такие как float, только внешний вид. Единственное, опытным путем было выявлено, что чаще всего кнопки наиболее универсальны по отношении к внешним элементам, если определены, как display: inline-block по-умолчанию. Отобразите базовую верстку кнопок в _typography.html;
  6. На ваше усмотрение, определите другие специфичные конкретно для вашего проекта параметры и повторяющиеся блоки заранее. Если вам кажется, что можете что-то забыть — комментируйте.

1.3 Ускоряем экспорт данных из макета

Раньше было такое понятие, как «Нарезка изображений» или «Нарезка макета». Сейчас такое определение не совсем корректно и более подойдет Экспорт данных из макета. Экспорт данных заключается в экспорте изображений и определении параметров для CSS.

Если вы пользователь Photoshop, вы можете использовать плагины для определения CSS свойств, такие, как CSS Hat. Отличная альтернатива подобным плагинам и инструментам — развитый глазомер. Когда у вас будет достаточный опыт, вы естественным образом откажетесь от подобных инструментов. Обратите внимание, что копируя абсолютно все CSS свойства из CSS Hat, вы будете верстать несколько быстрее, но потеряете в качестве и возможностях кастомизации. Дело в том, что CSS Hat не всегда правильно определяет отношение элементов к другим. Там где нужен padding, он определяет margin, там где нужна резиновая ширина или значение в процентах, он определяет фиксированные значения. Поэтому развивайте глазомер и храните базовые параметры в переменных.

Для быстрого экспорта картинок достаточно пользоваться новым Adobe Photoshop или Adobe Experience Design. У первого достаточно кликнуть на слое правой кнопкой мыши и вырать пункт Quick Export As PNG. В Adobe XD процесс экспорта изображений также прост и даже есть возможность экспорта нарисованных иконок в формат SVG. На данном этапе не слишком заморачивайтесь оптимизацией изображений, так как это задача для таск-менеджера. Об этом чуть позже.

Что касается иконок:

  1. Если это сложные иконки или иконки-изображения, которые предположительно должны меняться контент-менеджером через админку сайта — экспортируйте их как png и подключайте в тег img, как обычные картинки;
  2. Если это «фиксированные» иконки, которые ни под каким предлогом не будут изменены на сайте и контент-менеджеру их менять незачем (например, иконки телефонов, почты, карты и т.д.), можете объединить их в спрайт и использовать через CSS, задавая одной картинке разные координаты background-position. Данную операцию можно автоматизировать с помощью Gulp плагина css-sprite. Хотя можете сделать сами, если иконок немного, просто разбив направляющими поле на матрицу из квадратов заданной ширины и высоты. К Gulp вернемся чуть позже и подробнее рассмотрим важность таск менеджера в быстрой верстке. Только предварительно убедитесь, что дизайнер не использовал какой-либо шрифтовой айконпак. Если это так то достаточно будет подключить соответствующий айконпак к проекту;
  3. Если это одноцветные простые иконки, также убедитесь, что дизайнер не использовал шрифтовой айконпак. Если это так то подключите соответствующий айконпак к проекту. Чаще всего используется шрифтовой айконпак Font Awesome. Если иконки самобытные — переведите их в вектор и создайте свой шрифтовой айконпак. У нас есть урок на эту тему: Создание шрифтового Icon Pack с использованием сервиса Fontello.

2. Скорость печати

После того, как вы подготовили все материалы, экспортировали картинки, сделали шрифтовой Icon Pack проекта, подготовили все иконки, настроили проект, можно приступать к верстке. Думаю, очевидно, что если вы хорошо знаете теги и CSS свойства, узким местом в скорости может быть только скорость набора символов на клавиатуре в процессе HTML верстки и написания CSS свойств. Для прокачки данного скилла более, чем достаточно освоить какой-либо метод быстрого набора символов на клавиатуре. Методов много и эта информация легко гуглится. Занимайтесь, практикуйтесь и все получится. Здесь также немаловажную роль играет практика именно верстки.

Мне как-то написал начинающий веб-разработчик, который сетовал на то, что его мечты о легком заработке не оправдались и за верстку макета Landing Page на биржах фриланса ему предлагают 2000 руб. Он отправил мне примерный макет. Я спросил, сколько бы он взял за этот макет денег, на что бедолага ответил мне — 10-12 т.р. Если бы мне предлагали на верстку LP за 2000, когда у меня была небольшая пригоршня опыта, как у этого парня, я искренне был бы рад таким возможностям. Конечно, сейчас верстка в моем исполнении стоит несколько дороже этой цифры, но если бы я брал такие проекты за 2т.р, с текущей скорость работы я без проблем поднимал бы 4-5 т.р в день без потери в качестве, работая по 7 часов в день. Не густо, но уже не плохо. Вообще, признаюсь вам, друзья, меня подбешивают нытики, у которых все плохо, у таких всегда будет куча отговорок и бублик в кармане. Поэтому оставим эту историю и двигаемся дальше к нашей цели верстать быстро и качественно.

3. Используйте Emmet и/или Jade

Я люблю Emmet. Благодаря этой полезной штуке, моя работа в 10 раз быстрее, чем без нее. Без лишних слов, просто посмотрите урок: на YouTube.

Также, вы можете использовать Jade или любой другой HTML препроцессор. Штука тоже удобная и классная, но для моих задач хватает Emmet с головой. Вангую много недовольных поклонников Jade, но несмотря на все преимущества и фишки, include для меня не многим проще вставки шапки Ctrl+V, а репит миксина не легче того-же Ctrl+Shift+D. Теоритически, если подумать, изменив шаблон миксина, можно не заморачиваться с переверсткой однотипных накопированных элементов, но таких ошибок я не допускаю, да и крупные проекты не по моей части, поэтому, надобности в ускорении подобных моментов нет. Пробуйте, друзья, экспериментируйте, может вам понравится такой инструмент 🙂

4. Используйте ваши наработки

Используйте Github Gist для сохранения ваших наработок, кусов кода, блоков и даже целых секций. Всего того, что вам может оперативно пригодиться в процессе верстки. У нас есть урок по настройке Github Gist в редакторе Sublime Text для быстрого доступа и поиска нужного гиста: урок на YouTube с таймкодом на подключении Gist и отдельный урок по Gist.

5. Используйте таск-менеджер

Использование таск менеджера, например, Gulp — важнейший элемент быстрой работы над версткой. С помощью таск-менеджера вы сможете автоматизировать такие моменты, как: создание рабочего веб-сервера с автообновлением страницы при сохранении в редакторе кода; удобное использование препроцессоров; автоматизация рутиных задач, таких, как оптимизация изображений, сжатие CSS, JS, если нужно, то и HTML и многие другие задачи.

Вы можете также использовать инструменты типа Prepros, но Prepros — это не Gulp. Для Gulp существует тысячи полезных плагинов — от работы с файловой системой, создания спрайтов, до генерации шрифтовых иконок и многое другое. Очень часто меня спрашивают, в чем разница между Gulp и Prepros, вот вам и ответ. За один раз вы сможете настроить целый комбайн, построить нейросеть задач и пустить по трубам горячую воду, все будет автоматически работать и экономить ваше время при работе над более или менее сложными проектами.

Более подробно изучить Gulp вы можете в уроке Gulp для самых маленьких — подробное руководство.

6. Изучайте jQuery

Если бы данное руководство было написано для Front-End разработчиков, все сводилось бы к изучению JavaScript и его фреймворков, таких, как Angular. Но я не силен во Front-End, как и в программировании в целом, моя стихия — веб-дизайн, поэтому пусть настоящий глубокий фронтенд остается на закуску акулам прграммирования. Чаще в процессе верстки приходится решать несколько другие задачи. А именно: анимация каких-либо блоков, настройка сортинга в таблицах, создание табов и аккордеонов, подключение библиотек, определения фоллбека для SVG файлов, определение параметров документа для несложных операций и прочие мелкие скриптовые работы. Для этих целей нет лучше библиотеки, чем любимой всеми верстальщиками jQuery. Она проста, элегантна и обрасла огромным количеством плагинов, которые решают практически все необходимые задачи маленьких и средних проектов.

Практикуйтесь в решении каких-либо задач с использованием jQuery, изучите базу (благо, там немного) и разминайте мозг, создавая интересные динамические элементы и jQuery плагины.

jQuery не просто так был вынесен в отдельный пункт. Чаще всего узким местом верстки по времени являются многочасовые затупы над скриптами проекта и чем лучше вы разбираетесь в jQuery, тем быстрее выполняете проекты без изнурительного поиска решений на Stack Overflow.

Для решения типовых задач (карусели, галереи, попап окна, валидация форм и т.д.) используйте jQuery плагины, не стоит писать свои велосипеды — это долго, нестабильно и неэффективно в большинстве случаев.

Гайд для веб-дизайнеров по подготовке макетов для быстрой верстки

В принципе, многое описано в статье «Как стать крутым веб-дизайнером», но здесь я приведу основные пункты именно по подготовке макетов к верстке и правильной организации работы, которые, соответственно, ускорят работу в целом:

  1. Не увеличивайте фотографию больше ее оригинального размера — в верстке такое фото будет некачественным;
  2. Не масштабируйте графику непропорционально — такой дефект версткой точно не исправить ;-);
  3. Не применяйте режимы наложения слоев, отличные от обычного (Normal) — в верстке НЕВОЗМОЖНО воспроизвести какие-либо режимы наложения, как в графическом редакторе;
  4. Старайтесь не применять фильтры на изображения, которые должны иметь несколько состояний (обычно и при наведении, например). Все наложения, изменения — только посредством наложения нового слоя. Всё должно быть легко воспроизведено в HTML верстке. К ретуши и подготовке фото это не относится;
  5. Не масштабируйте фотографию до конвертации в смарт объект — верстальщик сам определит размер изображения в Responsive верстке, сохраняйте оригинал смарт-объекте;
  6. Обрезайте фотографию только посредством обтравочной маски для фигуры, оригинал фотографии, как и в предыдущем пункте, должен быть сохранен в смарт объект — не забывайте: «Каждый раз, загружая изображение для сайта и скругляя его вручную в фотошопе, где-то в мире плачет один котенок. «;
  7. Если вы рисуете иконки в Photoshop, не растрируйте их в уменьшенном размере. Не забывайте, что макету еще предстоит этап верстки и все иконки необходимо будет векторизовать. Оригинальные смарт объекты с иконками должны быть достаточно крупными для качественной трассировки;
  8. В идеале, у вас должны быть все плоские иконки и графика в формате SVG, в отдельной папке. Если вы ленивый дизайнер — предусмотрите возможнсть качественной конвертации или экспорта иконок в SVG;
  9. Всегда создавайте отдельную папку со всеми используемыми шрифтами в формате TTF или OTF. Иконочные шрифты также должны быть размещены в этой папке;
  10. Создавайте макеты 1 в 1 (72 пикс. на дюйм). При 100% отображении макеты должны быть в таком же масштабе, в котором предполагается результат HTML верстки;
  11. Обязательно используйте в работе какую-либо систему сеток. Можно разработать самому, но я рекомендую использовать систему сеток Bootstrap. Ширину контента можно кастомиировать от оригинальной ширины Bootstrap сетки, для этого можно использовать плагины для создания сеток в случае, если вы пользователь Photoshop;

Сразу отвечу на самые ожидаемые и каверзные вопросы по верстке:

1. Adobe Muse и подобные инструменты? — да, можно использовать и это будет быстро. Если только ваш проект не крупнее односложного одностраничника, который не нуждается в развитии, продвижении и системе управления.

2. Как быть с Perfect Pixel? — я искренне уверен, что Responsive Design и Perfect Pixel понятия разные и даже не совместимые. Я, как веб-дизайнер, конечно, обладаю некоторыми чертами перфекциониста, но если идея хороша, она будет блистать и в Responsive верстке, если идея, простите за выражение, говно, то хоть сколько ее не полируй и подгоняй по пикселам, она так и останется неработающим высером. Поэтому включите ваш дар убеждения, запаситесь аргументами и проведите беседу с вашим клиентом относительно бесполезности такого излишнего перфекционизма.

3. Почему бы все картинки не сделать спрайтами, ведь тогда будет всего один запрос к серверу? — есть изображения, которые должны загружаться контент-менеджером. Вряд ли контент-менеджер сможет быстро и безболезненно вычислить координаты новой добавленной в спрайт картинки. Не забывате о тех, кто будет обслуживать и наполнять сайт.

4. Где кончается грань верстки и начинается Front-End, это разве не одно и то же? — все просто, если стоит задача разработать сложный интерактивный интерфейс какого-либо сервиса или веб-приложения, где нужна тесная работа с базой данных — это Front-End. Такие уникальные проекты выходят за рамки области компетенции и бюджета одного фрилансера, чаще всего подобные задачи ставятся команде разработчиков и подходы к таким проектам совершенно другие.

Премиум уроки от WebDesign Master

Создание контентного сайта на Jekyll от А до Я

Верстка для самых маленьких или что дизайнер должен знать об HTML и CSS и где это найти

Привет! Мы с Вами уже разобрались почему дизайнеру полезно иметь базовые навыки вёрстки ( внимание, прикрываю попу: я имею ввиду именно базовые навыки, а не заменять верстальщика ). Если вкратце, то для того, чтоб упростить взаимодействие с разработчиками и создавать более качественный дизайн благодаря пониманию того, как он будет реализован.

Итак, что же дизайнеру нужно знать об HTML и CSS

1. Не HTML/CSS, а HTML + CSS

Итак, давайте разберёмся с тем, что происходит после того, как вы закончили свой дизайн, сложили все ваши слои в аккуратные папочки и отправили исходники верстальщику. Первым делом верстальщик посмотрит все существующие на сайте страницы и выделит у себя в голове общую структуру: ага, вот тут меню, вот тут футер, вот тут контент и так далее. На основе этой логической структуры, верстальщик создаст разметку страницы с помощью HTML. Это значит, что используя определенные обозначения он объеденит вместе блоки, логически связанные между собой.

Например, HTML разметка вот такого блока:

может выглядеть следующим образом:

Если открыть этот файл html в браузере, без дополнительных манипуляций, Вы увидите примерно следующее:

HTML разметка практически никаким образом не влияет на то, как выглядит сайт. Этим занимается СSS — каскадные таблицы стилей. Почему? Всё просто: мясо отдельно, мухи отдельно. В HTML мы занимается содержанием и семантикой, в CSS — внешним видом.

Для того, чтоб блок на прошлой картинки стал выглядеть так, как мы его надизайнили, мы напишем к нему стили и скажем нашему HTML использовать созданный нами CSS файл. Выглядит CSS где-то так:

Это конечно же очень базовое понимание того, как происходит процесс вёрстки.

Тем, кто хочет сразу в бой — советую вот этот курс, во время которого вы сможете понять базовые принципы HTML CSS на создании мини-сайтов. Курс бесплатный, на английском, займёт примерно часа 2 : https://dash.generalassemb.ly/

2. Вы все ещё Pixel Perfect? Тогда мы идем к вам!

Сколько раз вам приходилось кривить лицо, когда на макетах, сверстанных по вашему дизайну, вы замечали, что тщательно высчитанные пиксели не были так же тщательно перенесены на свёрстанный сайт? Много? Вот-вот….

Давайте разберемся почему так бывает

  1. Во-первых, на самом деле, ваш дизайн прекрасен! Наверняка он создан по всем законам композиции и каждый элемент на странице визуально связан с другим. В Sketch или Photoshop, где размер экрана всегда 1280px для дексктопа и 320px для мобилки всё замечательно! Но что происходит, когда человек смотрит Ваш сайт на экранах других размеров? Для того, что сайт выглядел удобно и прилично на других размерах экранов, верстальщики используют условные единицы измерения для размеров блоков, шрифтов, иконок и так далее. Соответственно, иногда размер шрифта вашего сайта будет на 16px ровно, как вы задумали, а например 16,25874px. Важно ли это для общего опыта пользователя? Скорее всего не особо, правда?
  2. Во-вторых, дело не в Вас, а в инструментах, которые Вы используете. Инструменты дизайнера статичны, инструменты разработчика — динамичны. Мы привыкли работать со страницами или артбордами, а верстальщики —с окнами браузеров, постоянно меняющими ширину. Часто мы не понимаем, насколько трудно управлять изменением сайта от десктопной версии к мобильной.

Вывод: давайте уважать друг друга и прислушиваться к тому, что говорит другой специалист. Дизайнеры: перед тем, как делать замечания о том, что размер текста не идеально совпадает с макетами, задумайтесь о том, насколько это важно для общей картины. Верстальщики: иногда размеры определенных элементов действительно важны, так как они могут вступить в визуальный конфликт с другими элементами на странице и тогда пользователь увидит совсем не ту информацию, которую мы хотим ему показать. Поэтому когда мы делаем замечание на подобную тему, достаточно просто спросить насколько конкретно этот элемент важен и почему 🙂

На написание этого параграфа меня вдохновила статья Dear Designer, I’m sorry! Love, your dev .

3. В Вашем макете должен быть порядок, в частности в цветах и шрифтах.

Сейчас я забегаю немного вперед, но то, о чем я буду говорить важно понимать для успешного сотрудничества. Для того, чтоб упростить разработку продуктов, сейчас часто говорят о так называемых дизайн системах. Что это значит? Это значит, что у вас есть определенный набор компонентов, которые нужно и можно использовать в своём дизайне ( нет, это не значит, что нельзя создавать новые; можно, когда это необходимо ). Обычно в дизайне это проявляется наличием качественного тулкита и гидлайнов по использованию элементов интерфейса. Разработчики же обычно используют библиотеки типа ReactJS, Angular 2 и языки типа SASS для того, чтоб сделать эти компоненты независимыми и упростить повторное использование кода в будущем. Мы поговорим немного о SASS.

Плохая новость в том, что в СSS ( то, благодаря чему мы стилизируем страницы ), нельзя использовать переменные. Это значит, что каждый раз, когда вы используете где-то какой-то цвет — верстальщик должен прописывать его вручную. И если вы меняете цвет в ходе разработки дизайна — исправлять каждую строчку тоже вручную. Та же ситуация со шрифтами, их размерами да и вообще всем, что должно оставаться « стабильным » на макете. Поэтому придумали SASS — это язык, который позволяет использовать переменные (ну и много других плюшек, но мы же о базовых знаниях сейчас говорим 😀 ) для того, чтоб упростить верстальщикам работу с CSS.

Представим ситуацию. Вы надизайнили сайт на основе фирменного стиля компании, в котором есть 5ть брендовых цветов. Что сделает верстальщик? Правильно, посмотрит на ваш макет, увидит, что Вы — молодец, использовали фирменные цвета компании и создаст переменные для этих цветов. Дальше начинается веселуха. Верстальщик верстает сайт и гордый собой скидывает его на валидацию дизайнеру. И понеслась: оооооой, а вот тут цвет на два оттенка отличается, потому что если использовать обычный цвет компании, то он слишком яркий, так как рядом я использовал другой цвет, и поэтому надо на два оттенка другой. АААААААА!

Я бывала в шкуре обоих: и дизайнера, и верстальщика и поверьте, подобные ситуации просто выносят мозг. Всем.

Совет дизайнерам: подумайте, важно ли тут менять цвет? Да? Отлично! Предупредите об этом верстальщика! А может быть всё-таки не настолько уж важно?

Написанное касается всех элементов, которые есть на сайте: цвета, шрифты, кнопки, ссылки, поля ввода, меню и так далее. Будьте аккуратны во время создания ваших макетов. А если есть какие-то важные изменения(особенно малозаметные) — указывайте их в описании к макету и ваш верстальщик будет счастлив!

Список курсов, статей и книг

Лучше один раз сделать, чем 10 раз прочитать статью. Поэтому вот два курса, которые я советую для знакомства с HTML и CSS:

ТИПИЧНЫЙ ВЕРСТАЛЬЩИК

Всем привет. Давайте обсудим самый часто задаваемый вопрос: «Cколько времени нужно, чтобы научиться верстать сайты?»

Я приведу список, который включает в себя минимальный набор того, что нужно знать и уметь:

Изучив все это, ты уже можешь начать монетизировать свои знания.

Photoshop

Если Вы ранее не работали с приложением, то рекомендую обратиться к сайту photoshop-master.ru. Это ни в коем случае не реклама, потому что сама использовала этот ресурс и советую его всем, кто спрашивает меня, как научиться работать с этой программой.

Тебе, как будущему верстальщику, рекомендую заходить в раздел «Графика для сайта» и выбрать любой урок по душе. Искать уроки можно также по уровню сложности. Формат обучения: текст с приложенными скринами.

В свое время я изучила несколько уроков по отрисовке макетов и вот, что у меня получилось.

Ссылки на пройденные уроки:

Если захотите повторить урок, то скидывайте в комментарии, что у вас получилось!

Вообще этот сайт дал мне понять несколько вещей:

  1. Чтобы решить ту или иную задачу, вы можете воспользоваться разными инструментами. Нет единого рецепта для реализации;
  2. Будущему верстальщику не нужно знать основы ретуши, цветокоррекции. Главное овладеть простыми инструментами, такие как текст, создание фигур и цвет;
  3. Быстрые клавиши упрощают работу с программой.

Основные комбинации, которые я использую в любом макете:
Ctrl + «-» — уменьшить масштаб
Ctrl + «+» — увеличить масштаб
Ctrl + «1» — масштаб 100%
Ctrl + J — создать дубликат слоя
Ctrl + [ — уменьшить размер кисти
Ctrl + ] — увеличить размер кисти
Ctrl + Alt + Z — шаг назад (отмена действия)
Ctrl + Shift + Z — шаг вперед (вернуть назад отменённое действие)
Ctrl + Alt + I — диалоговое окно «Размер изображения»

На это может потребоваться примерно месяц интенсивной практики, не больше. Главное показывайте свои работы друзьям или знакомым, чтобы у Вас была мотивация, что Ваши работы оценивают. Это дает дополнительный стимул к изучению.

Далее Вам необходимо научиться не только рисовать макеты, но и работать с реальными.
PSD макеты для практики вёрстки:

Если Вы не совсем понимаете, как именно работать с макетом и какие картинки необходимо сохранить перед созданием сайта, то рекомендую пройти 3-х дневный курс «Супер старт».
На этом курсе от и до показан процесс верстки вот такого сайта. Первый урок полностью посвящен работе с Photoshop и он даст ответ на все вопросы, которые возникают у новичков. Стоит такой курс 100 рублей, что равноценно стоимости чашечки кофе. После оплаты вы получаете доступ в закрытую группу, где лежат все необходимые материалы.
Отзывы о курсе можно почитать тут.
На освоение азов работы с реальными макетом потребуется не больше недели. Главное практика и Вы сами будете заранее видеть, какой объект стоит вырезать из макета, а какой — оставить на месте.

Возможно, кто-то из вас ранее слышал что-то о тегах в школе или институте, но особой ясности о них все равно нет, то рекомендую пробежаться по статье «Знакомство с HTML».
Полезно всем, кто хочет структурировать знания по всем популярным тегам, которые Вы будуте использовать практически в любом проекте. Изложено все кратко и ясно.
Второй ресурс, который порекомендует любой веб-разработчик — htmlbook.ru
Во вкладке HTML вы можете увидеть страницу Справочник HTML, в котором находятся все теги, которые используются для разметки страниц.
На изучение HTML уйдет не больше недели при интенсивном изучении.


Когда я только изучала основы создания страниц и не понимала как работает вся эта магия со стилезацией. Почему стандартная разметка HTML в тандеме с CSS можем измениться до неузнаваемости. Разобраться в этом мне помогла книга «Изучаем HTML, XHTML и CSS» — Элизабет Фримен, Эрик Фримен.

Здесь описано всё настолько гениально просто, что начать верстать сможет даже 6-летний ребенок. Да, книга 2014 года. Да, некоторые советы утратили актуальность. Но это не мешает ей быть и оставаться must have учебником для тех, кто СОВСЕМ не знает с чего начать, но хотел бы создать свои первые веб-странички. Я была такой и у меня не было ни каких наставников и даже знакомых, кто хоть чуть-чуть разбирался в сайтах, но мне в руки попала эта замечательная книга и я бесконечно рада этому. Скачивайте, читайте, изучайте.

На освоение азов CSS по этой книге может уйти примерно месяц.

Но как я уже сказала, некоторые технологии утратили свою актуальность, поэтому Вам обязательно потребуется изучить основы Flexbox-верстки. Сделать это можно в игровой форме на этом сайте — flexboxfroggy.com
Также рекомендую держать в закладках следующую шпаргалку: yoksel.github.io/flex-cheatsheet, чтобы не забывать про свойства.

А чтобы эта статья была максимально актуальной на момент выпуска, рекомендую также поиграть в игру, которая поможет изучить CSS Grid — cssgridgarden.com Эта технология ещё не используется так широко, как Flexbox, но будущее за Grid. Поэтому не забудьте пройти игру.

Давайте немного подытожим: Вам потребуется месяц на изучение основ CSS и примерно еще 2 месяца, чтобы научиться быстро ориентироваться во всех стилях, которые используют при верстке.

Кстати на сайте htmlbook тоже есть справочник CSS по всем свойствам — htmlbook.ru/css Не забудьте заглянуть сюда.

jQuery

Возможно, кто-то удивится, почему я не говорю о Javascript, но этому есть объяснение. Сейчас мы говорим о том, какой минимум стоит знать новичкам, чтобы монетизировать свои знания. JavaScript — это большая тема, на изучение которой может уйти несколько месяцев. Зная лишь одну библиотеку Javascript, а именно jQuery — вы уже сможете делать все то, что хотел бы заказчик. Например, сделать слайдеры, анимацию или прокрутку. Знать для этого весь Javascript и писать с нуля код для старта нет нужды.
Поэтому начните с изучения jQuery.
Лучшим учебником считается — www.w3schools.com/jquery. Статьи на английском, есть уроки и весь необходимый материал.
Если потребуется сделать слайдер, то разные вариации можно найти в плагине Slick Slider — kenwheeler.github.io/slick
Но если все-таки вам интересны основы Javacript, то обязательно посетите сайт learn.javasсript.ru

На все это может уйти от месяца до двух при интенсивном изучении.

Выводы

Итак, сколько времени нужно, чтобы научиться верстать сайты?

Чуть больше 5-ти месяцев при интенсивном и самостоятельном изучении.
Будет плюсом, если Вы найдете себе наставника, которые будет направлять и мотивировать Вас.

Второй вариант — вы можете записаться на курсы «Верстальщик от А до Я» и этот срок сократиться до 2-х месяцев. Есть 2 курса: базовый и продвинутый, каждый из которых идет по месяцу. По окончанию у Вас будут сверстанные сайты и сертификат об окончании курса. Все это позволит сформировать ваше портфолио и найти свои первые заказы. Старт обучения 12 февраля 2020 года.

Надеюсь эта статья была полезна для Вас. Главное, найти время и уделить все свое внимание процессу обучения и тогда поверьте мне, результат не заставит себя ждать. Всем пока.

Верстальщик HTML (HTML-верстальщик)

HTML-верстальщик – это специалист, выполняющий вёрстку web-страниц. Другими словами, он создаёт HTML-шаблон для web-сайта с использованием знаний HTML-кода и всех особенностей стиля и графического оформления. Профессия подходит тем, кого интересует информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

HTML — аббревиатура от Hyper Text Markup Language (англ.) — это язык разметки гипертекста, принятый в World Wide Web для создания и публикации web-страниц. Соответственно, HTML-верстальщик – это специалист, выполняющий вёрстку web-страниц. Другими словами, он создаёт HTML-шаблон для web-сайта с использованием знаний HTML-кода и всех особенностей стиля и графического оформления. Созданный код должен одинаково отображаться во всех браузерах («кросс-браузерность») с учетом разных разрешений монитора и количества цветов.

Особенности профессии

Верстальщик посредством кода HTML, CSS и JavaScript создает HTML-шаблон, реализация которого состоит из нескольких этапов:

  • анализ графического дизайна сайта;
  • подборка модели шаблона;
  • нарезка графических спрайтов;
  • сборка HTML-шаблона.

В настоящее время существует большое количество компьютерных программ, которые автоматизируют труд верстальщика, различные текстовые редакторы с подсветкой кода, визуальные редакторы (Notepad++, Adobe Dreamweaver), front-end фреймворки (наборы фрагментов кода и библиотек классов для ускоренной разработки макета сайта путем прототипирования — ZurbFoundation-4 и т.п.). Они позволяют писать большие фрагменты кода в наглядном режиме, то есть результат каждого этапа работы можно наблюдать в отдельном окне. Но профессиональный HTML-верстальщик этими программами не пользуется. Он должен уметь использовать кодировку HTML вручную, без помощи визуальных редакторов, чтобы обеспечить максимальную корректность кода в минимальном весе.

HTML-верстальщик должен знать каскадные стилевые таблицы CSS, владеть JavaScript и базовыми навыками web-программирования на языках PHP, Perl или Java, а также основными графическими редакторами Photoshop, Fireworks, Gimp. Опытный верстальщик может создать небольшой сайт, используя текстовый редактор Microsoft Word c минимальным количеством средств и инструментов.

Успешная работа HTML-верстальщика строится на трех китах: качественный код, принцип юзабилити, адаптивный дизайн. Качественный код должен быть хорошо структурирован и иметь правильное семантическое оформление в соответствии с правилами SEO-оптимизации. Принцип юзабилити подразумевает простоту в разработке интерфейса. Навигация по сайту не должна заставлять посетителей напряженно думать. Простота интерфейса — залог успеха проекта. Адаптивный дизайн сделает сайт дружелюбным к мобильным устройствам.

При работе над крупными проектами работа HTML-верстальщика сводится к созданию только лишь макета сайта. Различные модули и элементы в него устанавливают программисты узкой специализации. Но на небольших проектах HTML-верстальщику приходится выполнять работу с кодом от начала до конца.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • возможность самостоятельного освоения профессии
  • высокая востребованность на рынке труда
  • необходимость постоянного совершенствования и обновления знаний
  • возможность работать удаленно
  • нечеткие границы между работой веб-дизайнера, веб-программиста и баннер-мейкера дают возможность работать в смежных областях.

Минусы:

  • присутствует доля рутинности и однообразия
  • необходимость долговременного сидения за компьютером

Место работы

Интернет-компании, фирмы по разработке сайтов, дизайн-студии, организации со своими интернет-проектами, фрилансерская работа.

Как научиться верстать сайты

Первым, что должен понять человек, который хочет начать «делать» сайты — это то, как он работает у конечного пользователя. Разумеется, я не стану ничего рассказывать про http, о том, как работает движок браузера и что он там мутит в процессе рендеринга страницы — это, конечно, знать нужно, но этого делать это я не стану, так как для всего этого не хватит этого поста.
Допустим, что мы попали в идеальный мир, где только 1 браузер, который умеет все и никогда не удивляет нас разными приколами работы своего движка.

Шаг первый. Выбор среды для разработки. Notepad, как и Notepad-плюс-плюс лучше сразу забыть. На первое время, имхо, самый годный — это Dreamweaver, от которого в конечном счете придется отказаться в силу его ущербности, но для первых шагов он будет лучше, а точнее понятнее, чем другие. В конечном счете для меня лично самым удобным оказался WebStorm (нежданчик, ага).
Резюмируя — ищи удобную IDE для себя.

Шаг второй. Читать документацию. Если с английским все в порядке, то лучше, чем w3c.org нет ничего. Если не в порядке — htmlbook.ru. Да, все, что там есть надо прочитать и понять. Самое главное во всем этом — понимание.
Многие (порядка 60-80%, наверно) теги в дальнейшем не будут использоваться.
В принципе, аналогично и с css. Много примеров есть на том же htmlbook.
Резюмируя — читаем, вникаем, пробуем, учимся.

Шаг третий. Допустим, что с чтением документации справились и стали считать себя крутым html-верстальщиком (обычно такой момент сопровождается регистрацией на каком-то сайте фриланс-работы) и начали пытаться найти заказы, при этом устраивая сильный демпинг. Но не тут то было. Даже если и найдете что-то, то скорее всего окажетесь кинутыми на ту самую сумму или не сможете сделать заказ. Про это я тоже писать не стану.
Резюмируя — за 1 месяц чтения документации ты не верстальщик.

Шаг четвертый. Познай подводные камни. Существует множество способов их найти, где первый, конечно же — это опыт. Гугл, разумеется поможет, но он приведет с 99% долей вероятности на stackoverflow.com, поэтому рекомендую там создать аккаунт и не бояться уйти в далекие минуса. Вы же только учитесь.

Шаг пятый. Забудь про идеальный мир с одним браузером. Это настоящий зоопарк, хотя всего существует 4 движка (Lynx не в счет) — Trident (IE), Gecko (Firefox), Webkit (Safari, Chrome) и Presto (почти R.I.P). Далее все, кому не лень делают на основе их форков свои браузеры, список приводить не стану — википедия поможет. Учитывая, что с 13ой версии Opera перешла на Webkit их собственный Presto остался только в актуальной версии Opera mini. Opera mobile с 11ой версии так же использует Webkit.
Шаг шестой. Познание периферийных софтин. Photoshop (или GIMP, но у него бывают частые проблемы с открытием файлов .psd, так что лучше не начинать) — обязателен. Именно им вам предстоит нарезать всю графику.
В зависимости от того, какую ОС вы используете, софтинка для выкидывания мусора из картинок + оптимизатор цветовой палитры png-файлов.
Я, например, как пользователь OSX использую imageoptim (аналог для W — PNGout), ImageAlpha для «простых» картинок (аналог для W — color quantizer) или ximagic quantizer для «сложных» — это плагин для Фотошопа, который позволяет уменьшить набор цветов картинки, при правильных настройках которого, можно «сэкономить» еще порядка 10-40% после прогона через imageoptim(PNGout).
Резюмируя — экономь пользовательский трафик, не у всех 100мбит и немало пользователей со смартфонов.

Шаг седьмой. Собирай проект аккуратно, блеать. Создавай папки осмысленно и пихай туда только, то, что и правда будет использоваться. Далеко не все, что ты наделаешь будет использоваться на рабочем проекте, потому не суй в папку images те картинки, которые заведомо не будут использоваться — сделай папку temp. Храни psd спрайтов (ты же читал руководства, да?) в отдельной папке и отдавай их заказчику. Не отдавай css видом, где каждое правило на новой строке — это ненужная версия «а так читать удобнее» для работающего сайта.
Резюмируя — не создавай лишнего.

Шаг седьмой с половиной. Используй локальный веб-сервер (в OSX apache встроен, для W — denwer.ru).
Зачем? Тебе же самому будет удобнее таскать, допустим, горизонтальное меню, приделанное из другого файла, а не копировать его каждый раз, правда же? Условно, спасет тебя же от правок нерадивого заказчика. Кроме того, всегда используй относительные пути, забудь про абсолютные.
Резюмируя — думай о программистах.

Шаг восьмой. Научись пользоваться GIT. Это значительнее удобнее, чем пересылать архивчики. Почти все студии/компании используют систему контроля версий, где GIT одна из самых популярных. Еще, конечно, еще и SNV, VCS, Mercurial и т.д, но GIT значительно понятнее и проще в освоении.
Резюмируя — думай о программистах, снова.

Шаг девятый. Совершенствуйся. Постарайся после достижения 90го уровня по всем предыдущим пунктам идти дальше. Тут тебе поможет Grunt.js (хотя мы же его, javascript то, и не знаем, пока и не нужно). Этот пункт короткий, переходим к десятому.
Резюмируя — ты не бабушка, не сиди у падика.

Шаг десятый. Переходи на мета-языки, такие как HAML/Slim и на препрепроцессоры CSS — LESS/SASS (разумеется альтернатив много, выбирай, что нравится больше).
Резюмируя — удобно, мать его.

Шаг одиннадцатый. Учим js.
Резюмируя — ты же хочешь больше денег?

На данном абзаце мое руководство заканчивается, если вам оно понравится, то начну с четвертого шага поэтапно рассказывать все в деталях.

Спасибо, с Вами был poizoncc, front-end тим-лид одного крупного .ru проекта.

Как стать начинающим верстальщиком

В этой статье я расскажу как стать начинающим верстальщиком. Т.е. после выполнения всех рекомендаций в можете претендовать на данную позицию. Статья создана специально для учеников glivera-team, но может помочь всем, кто решил освоить данную специальность.

Учим HTML/CSS

HTML и CSS — это то, что верстальщик пишет каждый день, это языки, которые понимает браузер и рисует ваш сайт. Вы можете выбрать любой источник для изучения(книги, видео, статьи), главное понять основы. Вот несколько полезных ссылок, которые помогут начать:

После прохождения уроков вы должны понимать:

  • что такое html-теги и как они работают
  • блочную модель(border, margin, padding)
  • как работает float, inline-block и flexbox
  • позиционирование(абсолютное, относительное, фиксированное, z-index)

Вы должны уметь:

  • вставить на страницу текст, картинки, ссылки, элементы форм
  • стилизовать элементы страницы(изменение размеров, цветов, теней и т.д)
  • создавать таблицы

Работаем с фотошопом

Дизайнер предоставляет верстальщику макет в формате psd(формат файлов Photoshop). Поэтому верстальщику необходимо уметь с ним работать. Все функции программы не нужны, главное уметь следующее:

  • работа со слоями(скрытие, отображение, просмотр эффектов)
  • замер размеров элементов
  • вырезание картинок(обычных и паттернов)
  • копирование текста из макета в html

Начальные инструменты

Для быстрого старта вам понадобится редактор и браузер. Вы можете выбрать любые, но я посоветую Sublime Text в качестве редактора и Chrome в качестве браузера. Из операционных систем сделайте выбор между Windows и Mac. Остальные системы будут тормозить ваше обучение.

Верстка первого сайта

На этом этапе скорее всего вы ощутите ступор. Вы вроде знаете html/css(на самом деле нет) и фотошоп. Но вы совершенно не понимаете как из макета сделать сайт. В данном случае вы можете пройти небольшой курс по верстке сайта, коих много на ютубе. На данном этапе вам нужно сверстать первый сайт. Не обращайте внимание на такие понятия как резина, адаптивность. И еще, не используйте css-фреймворки(bootstrap, foundation).

Понимание семантики, валидность

Итак, вы сверстали первый сайт, что дальше? Вам нужно понять как правильно расставлять теги в html-коде, а также научиться проводить валидацию. С валидацией все просто — машина анализирует код, говорит что не так, вы правите и понимаете. С семантикой посложнее, поскольку область довольно холиварная и во многих моментах разработчики не имеют единого мнения. Но все же общие стандарты есть. После того, как изучите — попробуйте сверстать новый макет семантично. Теперь на каждом этапе вам нужно получить обзор вашего кода от опытного специалиста/наставника.

Javascript и jQuery

На этом этапе вы должны понять, что такое Javascript и зачем он нужен. Далее познакомиться с библиотекой jQuery и попробовать сверстать сайт с интерактивными элементами(слайдеры, всплывающие окна, табы).

Изучите методологию БЭМ. Вам нужно понимать, как верстать независимыми блоками, как привнести модульность в вашу верстку. В интернете очень много информации по этому поводу. Не нужно изучать фул-стек БЕМ, просто важно понять методологию для CSS. Верстаете новый макет с применением методологий.

Для ускорения и удобства написания стилей придумали препроцессоры. Наш выбор — Sass(.scss). Вам необходимо изучить препроцессор и сверстать с ним новый макет. Понять нужно:

  • переменные
  • разница между миксинами и тихими классами(placeholder)
  • как работает ‘&’
  • как разделить стили на несколько .scss файлов

На данном этапе scss в css компилируйте с помощью prepros

Также для ускорения верстки и поддержки верстальщики используют шаблонизаторы html. Наш выбор — pug. После изучения вы должны понимать:

  • как делать миксины
  • как работает extends
  • циклы и переменные
  • работа с массивами

Верстаете сайт с применением шаблонизатора.

Адаптивность

Теперь вы можете начать верстать адаптивные сайты, которые подстраиваются под ширину окна браузера. Можете взять макет, где различные разрешения указаны дизайнером, а можете сами придумать, как будет перестраиваться сайт. С этого момента все сайты верстайте адаптивно.

IDE PHPStorm

Чем раньше вы пересядете с редактора на PHPStorm — тем лучше. Эта IDE позволяет значительно ускорить разработку. Скачать бесплатную(early access) PHPStrom можно на официальном сайте, если не хотите платить — скачиваете её раз в месяц. В остальном бесплатная версия такая же, как и платная.

Любой разработчик должен уметь работать с системами контроля версий, и верстальщик — не исключение. Мы, как и большинство выбрали Git. Вы должны уметь следующее:

  • работать с интерфейсом github
  • уметь клонировать репозитории на компьютер
  • делать commit, push, merge
  • делать pull request

Практика

Дальше вам необходимо верстать и набивать руку, каждый макет прогоняя через код-ревью и найти первый заказ. Затем второй, третий и т.д.

ТИПИЧНЫЙ ВЕРСТАЛЬЩИК

Всем привет. Давайте обсудим самый часто задаваемый вопрос: «Cколько времени нужно, чтобы научиться верстать сайты?»

Я приведу список, который включает в себя минимальный набор того, что нужно знать и уметь:

Изучив все это, ты уже можешь начать монетизировать свои знания.

Photoshop

Если Вы ранее не работали с приложением, то рекомендую обратиться к сайту photoshop-master.ru. Это ни в коем случае не реклама, потому что сама использовала этот ресурс и советую его всем, кто спрашивает меня, как научиться работать с этой программой.

Тебе, как будущему верстальщику, рекомендую заходить в раздел «Графика для сайта» и выбрать любой урок по душе. Искать уроки можно также по уровню сложности. Формат обучения: текст с приложенными скринами.

В свое время я изучила несколько уроков по отрисовке макетов и вот, что у меня получилось.

Ссылки на пройденные уроки:

Если захотите повторить урок, то скидывайте в комментарии, что у вас получилось!

Вообще этот сайт дал мне понять несколько вещей:

  1. Чтобы решить ту или иную задачу, вы можете воспользоваться разными инструментами. Нет единого рецепта для реализации;
  2. Будущему верстальщику не нужно знать основы ретуши, цветокоррекции. Главное овладеть простыми инструментами, такие как текст, создание фигур и цвет;
  3. Быстрые клавиши упрощают работу с программой.

Основные комбинации, которые я использую в любом макете:
Ctrl + «-» — уменьшить масштаб
Ctrl + «+» — увеличить масштаб
Ctrl + «1» — масштаб 100%
Ctrl + J — создать дубликат слоя
Ctrl + [ — уменьшить размер кисти
Ctrl + ] — увеличить размер кисти
Ctrl + Alt + Z — шаг назад (отмена действия)
Ctrl + Shift + Z — шаг вперед (вернуть назад отменённое действие)
Ctrl + Alt + I — диалоговое окно «Размер изображения»

На это может потребоваться примерно месяц интенсивной практики, не больше. Главное показывайте свои работы друзьям или знакомым, чтобы у Вас была мотивация, что Ваши работы оценивают. Это дает дополнительный стимул к изучению.

Далее Вам необходимо научиться не только рисовать макеты, но и работать с реальными.
PSD макеты для практики вёрстки:

Если Вы не совсем понимаете, как именно работать с макетом и какие картинки необходимо сохранить перед созданием сайта, то рекомендую пройти 3-х дневный курс «Супер старт».
На этом курсе от и до показан процесс верстки вот такого сайта. Первый урок полностью посвящен работе с Photoshop и он даст ответ на все вопросы, которые возникают у новичков. Стоит такой курс 100 рублей, что равноценно стоимости чашечки кофе. После оплаты вы получаете доступ в закрытую группу, где лежат все необходимые материалы.
Отзывы о курсе можно почитать тут.
На освоение азов работы с реальными макетом потребуется не больше недели. Главное практика и Вы сами будете заранее видеть, какой объект стоит вырезать из макета, а какой — оставить на месте.

Возможно, кто-то из вас ранее слышал что-то о тегах в школе или институте, но особой ясности о них все равно нет, то рекомендую пробежаться по статье «Знакомство с HTML».
Полезно всем, кто хочет структурировать знания по всем популярным тегам, которые Вы будуте использовать практически в любом проекте. Изложено все кратко и ясно.
Второй ресурс, который порекомендует любой веб-разработчик — htmlbook.ru
Во вкладке HTML вы можете увидеть страницу Справочник HTML, в котором находятся все теги, которые используются для разметки страниц.
На изучение HTML уйдет не больше недели при интенсивном изучении.

Когда я только изучала основы создания страниц и не понимала как работает вся эта магия со стилезацией. Почему стандартная разметка HTML в тандеме с CSS можем измениться до неузнаваемости. Разобраться в этом мне помогла книга «Изучаем HTML, XHTML и CSS» — Элизабет Фримен, Эрик Фримен.

Здесь описано всё настолько гениально просто, что начать верстать сможет даже 6-летний ребенок. Да, книга 2014 года. Да, некоторые советы утратили актуальность. Но это не мешает ей быть и оставаться must have учебником для тех, кто СОВСЕМ не знает с чего начать, но хотел бы создать свои первые веб-странички. Я была такой и у меня не было ни каких наставников и даже знакомых, кто хоть чуть-чуть разбирался в сайтах, но мне в руки попала эта замечательная книга и я бесконечно рада этому. Скачивайте, читайте, изучайте.

На освоение азов CSS по этой книге может уйти примерно месяц.

Но как я уже сказала, некоторые технологии утратили свою актуальность, поэтому Вам обязательно потребуется изучить основы Flexbox-верстки. Сделать это можно в игровой форме на этом сайте — flexboxfroggy.com
Также рекомендую держать в закладках следующую шпаргалку: yoksel.github.io/flex-cheatsheet, чтобы не забывать про свойства.

А чтобы эта статья была максимально актуальной на момент выпуска, рекомендую также поиграть в игру, которая поможет изучить CSS Grid — cssgridgarden.com Эта технология ещё не используется так широко, как Flexbox, но будущее за Grid. Поэтому не забудьте пройти игру.

Давайте немного подытожим: Вам потребуется месяц на изучение основ CSS и примерно еще 2 месяца, чтобы научиться быстро ориентироваться во всех стилях, которые используют при верстке.

Кстати на сайте htmlbook тоже есть справочник CSS по всем свойствам — htmlbook.ru/css Не забудьте заглянуть сюда.

jQuery

Возможно, кто-то удивится, почему я не говорю о Javascript, но этому есть объяснение. Сейчас мы говорим о том, какой минимум стоит знать новичкам, чтобы монетизировать свои знания. JavaScript — это большая тема, на изучение которой может уйти несколько месяцев. Зная лишь одну библиотеку Javascript, а именно jQuery — вы уже сможете делать все то, что хотел бы заказчик. Например, сделать слайдеры, анимацию или прокрутку. Знать для этого весь Javascript и писать с нуля код для старта нет нужды.
Поэтому начните с изучения jQuery.
Лучшим учебником считается — www.w3schools.com/jquery. Статьи на английском, есть уроки и весь необходимый материал.
Если потребуется сделать слайдер, то разные вариации можно найти в плагине Slick Slider — kenwheeler.github.io/slick
Но если все-таки вам интересны основы Javacript, то обязательно посетите сайт learn.javasсript.ru

На все это может уйти от месяца до двух при интенсивном изучении.

Выводы

Итак, сколько времени нужно, чтобы научиться верстать сайты?

Чуть больше 5-ти месяцев при интенсивном и самостоятельном изучении.
Будет плюсом, если Вы найдете себе наставника, которые будет направлять и мотивировать Вас.

Второй вариант — вы можете записаться на курсы «Верстальщик от А до Я» и этот срок сократиться до 2-х месяцев. Есть 2 курса: базовый и продвинутый, каждый из которых идет по месяцу. По окончанию у Вас будут сверстанные сайты и сертификат об окончании курса. Все это позволит сформировать ваше портфолио и найти свои первые заказы. Старт обучения 12 февраля 2020 года.

Надеюсь эта статья была полезна для Вас. Главное, найти время и уделить все свое внимание процессу обучения и тогда поверьте мне, результат не заставит себя ждать. Всем пока.

Как создается грамотная SEO верстка сайта

Новый ресурс, появляющийся в сети Интернет, должен появляться в поисковой выдаче выше, чем сайты конкурентов, именно тогда можно рассчитывать на хорошую посещаемость. Чтобы seo специалист мог грамотно выполнять свою работу, о некоторых тонкостях разметки страницы должен позаботиться верстальщик на этапе создания сайта.

Любой сайт, размещенный в сети, состоит из основной разметки, которая создает его «каркас», таблицы стилей, помогающей оформить страницу так, как требуется, и скриптов, оживляющих статичную верстку. Для того, чтобы в будущем у seo-оптимизатора или владельца сайта появилась возможность продвинуть ресурс в поисковой выдаче, необходимо заранее, на этапе верстки, позаботиться о том, чтобы соблюдались основные правила. SEO верстка фактически не требует от верстальщика дополнительных усилий, ему нужно лишь воспользоваться стандартными рекомендациями и уделить больше внимания оформлению кода. Но при этом она крайне важна для комплексного продвижения бизнеса в интернете, и начинать стоит именно с внутренней проработки сайта.

Базовые требования

Сайт может состоять как из одной (лендинг), так и из множества страниц, на каждой из которых верстальщик должен предусмотреть возможность создания уникального заголовка (Title), описания (meta-тег Description) и URL-адреса. Последний должен быть человекопонятным, то есть отражать общее содержимое страницы, на которую перешел человек. Если речь идет о новости на информационном портале, URL такой страницы может выглядеть, как заголовок статьи, переведенный на латиницу. Важно соблюдать требования для всех страница сайта, ведь каждая из них может привлекать трафик, не только главная.

Для привлечения трафика рекомендуется в первую очередь обратить внимание на страницы товаров и услуг, а также популярных фильтров. Если сайт поддерживает несколько языков, на каждой странице нужно создавать уникальные заголовки, без этого качественное продвижение просто невозможно.

Чтобы проверить, как выглядят страницы сайта для поисковика, достаточно вбить в строку поиска site:адрес сайта и посмотреть, какие страницы проиндексированы, как они выглядят. Яндекс и Гугл может выдать до тысячи страниц, важно просмотреть большую их часть на предмет ошибок, добавить ключевые слова.

Что должен сделать дизайнер

Как правило, верстальщики переносят внешний вид сайта в код, но сам макет рисует профессиональный дизайнер. От его грамотной работы во многом зависят возможности верстальщика. Если всю работы выполняет один человек, ему важно будет узнать о некоторых тонкостях, которые помогут в дальнейшей seo-оптимизации ресурса.

  • Нужно отрисовать внешний вид тестовых заголовков для тегов H1, H2 и H3;
  • Абзацы текста в верстке заключаются в тег

, но каждый браузер задает свой отступ между блоками. Верстальщик должен знать, на каком расстоянии они будут находиться, чтобы самостоятельно задать эти стили в css;

  • Дизайнер должен показать, как будут выглядеть нумерованные и маркированные списки, гиперссылки и акцентированные части текста;
  • Важно создать структуру меню, продумать поведение пользователя и точки, из которых он сможет попасть в разделы с главной страницы или с внутренних.
  • Стоит отметить, что на основе грамотных макетов верстка под seo занимает гораздо меньше времени, чем исправление плохого, необдуманного кода после.

    Мобильная версия

    В 2020 году глупо думать, что все пользователи будут посещать сайт исключительно через браузер стационарного компьютера. Статистика показывает, что процент мобильных пользователей растет и становится все выше с каждым годом. Именно поэтому верстальщик и человек, который будет «натягивать» верстку на движок, должны позаботиться о быстрой загрузке сайта, отсутствии каких-либо ошибок и неточностей.

    Далеко не все ресурсы красиво выглядят на маленьких экранах, а если они пропорционально сжимаются, то пользователь просто может не попасть по пункту в меню, не увидеть кнопку заказа, ему будет неудобно рассматривать карточки товара. Все это приведет к тому, что человек быстро закроет сайт, а поисковик подумает, что ресурс не соответствует поисковому запросу и понизит его в ранжировании.

    Многие верстальщики, внимательно следящие за трендами и технологиями, рекомендуют начинать работу с верстки сайта под мобильные устройства, пользоваться методикой mobile first и внимательно следить за тем, чтобы будущему пользователю было удобно «ходить» по ресурсу и получать нужную информацию.

    Распространенные ошибки

    В сети можно найти огромное количество «советов» о совершенствовании верстки. Кроме перечисленных выше базовых и действительно работающих советов, можно встретить утверждения о необходимости размещения блока контента ближе к началу страницы, якобы поисковики так лучше индексируют страницы.

    На самом деле алгоритмы поисковых систем меняются постоянно, чтобы избежать раскручивания некачественных ресурсов и улучшить выдачу. Поэтому ни один seo-специалист не может с вероятностью 100% раскрыть все секреты поисковиков. Не нужно требовать от верстальщика абсурдных вещей, он наверняка знает, как лучше построить «структуру» сайта, чтобы он правильно работал.

    Поисковые роботы смотрят на то, чтобы ресурсы были качественно сверстаны, быстро работали, не заставляли пользователя долго ждать загрузки страницы, а также требуют размещать на страницах качественный уникальный контент. Делая такие простые вещи, правильно оформляя новые статьи, можно быть уверенным в том, что ресурс будет продвигаться и реальные читатели, которые станут главным его двигателем, дадут хороший трафик.

    Говоря о самых грубых ошибках, нужно отметить следующее:

    1. Информация представлена на картинке вместо текста. Так делать нельзя, важная информация должна быть прописана буквами.
    2. Flash заставка вместо главного экрана. Такую версию оформления сложно встретить в 2020 году, но некоторые дизайнеры по-прежнему считают, что это креативно. На самом деле многие браузеры блокируют Flash элементы, а у пользователей такой ресурс не вызывает доверие.
    3. Использование тегов тегов

    вне тестовых заголовков. Все необходимые элементы заключаются в теги

    Крайне важно следить за тем, чтобы сайт был кроссбраузерным и правильно отображался на разных платформах, для этого стоит выделить время на тестирование после предварительной сдачи проекта. Описанные стандарты верстки давно стали правилами хорошего тона среди верстальщиков и дизайнеров. Они помогают не отвлекаться на детали после того, как проект практически завершен, а закрывать все «дыры» сразу, по мере работы.

    Топ-пост этого месяца:  Создание фреймворка для SPA на чистом JavaScript. Урок 8. Создание своего jQuery
    Добавить комментарий