Javafx IntelliJ IDEA уроки полезная информация и пример создания приложения


Содержание материала:

Курсы по программированию

Формула программиста

Работая с этим сайтом, Вы даете согласие на использование файлов Cookie.

KF Елена

Закрыть

MVC и JavaFX / View — Запуск JavaFX Application

  • На этом уроке мы создадим JavaFX Application
    и запустим созданные формы из Java-программы.
  • Дата отправки отчёта: 20 марта 2020 г.
  • Задание выполнено: за 30 мин.
  • Чему научился: Запускать JavaFX приложение
  • Что было сложным: Не получилось пока запускать форму по нажатию кнопки. Две формы вместе запускать получается.
  • Комментарии: Очень жду продолжения.
    Удобно, что в IntelliJ IDEA можно редактировать форму прямо из проекта (см. скриншот).
  • Оценка видео-уроку:

Оцени работу

Да, это очень удобно.
На старых компах прога не установилась, и студенты постоянно путают разные копии файлов.

Знакомая проблема со старыми компами 🙂
Мы до сих пор в VS 2005 работаем.

Начинаем практику по языку C#

Чтобы стать хорошим программистом — нужно писать программы. На нашем сайте очень много практических упражнений.

После заполнения формы ты будешь подписан на рассылку «C# Вебинары и Видеоуроки», у тебя появится доступ к видеоурокам и консольным задачам.

Несколько раз в неделю тебе будут приходить письма — приглашения на вебинары, информация об акциях и скидках, полезная информация по C#.

Ты в любой момент сможешь отписаться от рассылки.

Основы работы с IntelliJ IDEA. Интерфейс программы

Для написания Java-программы по большому счету достаточно обыкновенного текстового редактора, но, конечно же, такой вариант просто несопоставим с использованием профессиональных сред разработки приложений, так называемых IDE (Integrated Development Environment).

IntelliJ IDEA – это интегрированная среда разработки программного обеспечения на Java от компании JetBrains. Кстати, не только на Java. Среда с успехом используется и для других языков программирования, например, Scala. Первая версия программы появилась в 2001 г. и с тех пор программа неуклонно повышает свой рейтинг популярности. IntelliJ IDEA выпускается в двух редакциях: Community Edition и Ultimate Edition. Первая версия является полностью бесплатной. Вторая версия распространяется под различными лицензиями и, как декларируется, может использоваться бесплатно для разработки проектов с открытым программным кодом. Впрочем, и даже без этого по окончанию использования мною версии Ultimate Edition, я получил просто уведомление, что могу работать с ней непрерывно на протяжении только получаса.

Версии отличаются также поддерживаемыми технологиями.

  1. Ultimate Edition:
    • полнофункциональная среда разработки под JVM и разработке на различных языках: Java, PHP, JavaScript, HTML, CSS, SQL, Ruby, Python;
    • поддержка технологий Java EE, Spring/Hibernate и других;
    • внедрение и отладка с большинством серверов приложений.
  2. Community Edition:
    • полнофункциональная среда разработки для Java SE, Groovy и Scala;
    • мощная среда для разработки под Google Android.

Ознакомиться с отличиями между версиями можно на сайте компании JetBrains по ссылке http://www.jetbrains.com/idea/features/editions_comparison_matrix.html.

Программа содержит полный набор необходимых для создания полноценных приложений компонент: редактор, среда компиляции и выполнения, а также отладчик.

Естественно, IntelliJ IDEA – не единственная среда создания приложений для Java, достаточно припомнить популярную Eclipse или NetBeans, так что разработчику есть из чего выбирать, а его предпочтения зачастую обусловлены субъективными факторами, например, он – начиная программировать на Java – прочитал статью про конкретную среду, что и обусловило его последующий выбор. Вполне возможно, что и данный цикл статей послужит для кого-то началом работы с IntelliJ IDEA, тем более что система, на мой взгляд, более чем удобная.

Кстати, в интернете можно найти много информации по миграции с того же Eclipse на IntelliJ IDEA (смотри, например, информацию на сайте компании JetBrains по ссылке https://www.jetbrains.com/help/idea/2020.2/eclipse.html).

Я предпочитаю работать с новой версией IntelliJ IDEA, поэтому периодически ее обновляю. Предлагаемые же читателю статьи писались на протяжении более года, поэтому я не исключаю, что некоторые screenshots относятся к каким-то старым версиям и изменились в новых версиях, за что заранее приношу извинения читателям.

Инсталляция системы

Скопировать инсталляционный пакет можно с сайта разработчика компании JetBrains по ссылке http://www.jetbrains.com/idea/. Установка IntelliJ IDEA проблем не вызывает. Отмечу только, что если в дальнейшем вы предполагаете работу с программным кодом именно в среде программы, то при инсталляции установите ассоциацию программы (Create associations) с файлами Java.

Справочная система

Для IntelliJ IDEA имеется документация достаточно большого объема на английском языке. Поэтому при щелчке пункта Help в главном меню открывается не встроенная, а on-line справка на сайте компании JetBrains.

Имеется также возможность получить документацию по конкретному элементу кода, для чего нужно установить на нем курсор и нажать комбинацию + .

Более того, вообще можно закрепить окно с документацией на боковой панели (по умолчанию – на правой), сделав его инструментальным, щелкнув кнопку прикрепления на заголовке окна документации. Правда, на мой взгляд, это мало что дает, поскольку при открытии этого окна оно будет отображать только последнюю выведенную документацию.

Интерфейс программы

Как было отмечено ранее, продукт пользуется заслуженной популярностью разработчиков, хотя и есть «маленькое но»: отсутствие русской локализации, хотя для разработчиков это отнюдь не является препятствием для работы.

Стартовое окно

После установки при первоначальной загрузке IntelliJ IDEA появляется стартовое окно «Welcome to IntelliJ IDEA», позволяющее загрузить либо открыть проект, импортировать проект, выполнить его загрузку из репозитория нескольких систем контроля версий («Check out from Version Control»). При наличии в проекте файлов настройки сборки для Maven или Gradle, IntelliJ IDEA предложит вам использовать их для конфигурации.

После работы с определенным проектом, он запоминается, и при последующем запуске программы происходит загрузка последнего открытого проекта. Впрочем, это происходит при настройках программы по умолчанию, когда в группе Appearance & Behavior (Внешний вид и поведение), System Setting (Настройки программы) установлен флажок для поля-метки “Reopen last project on startup” (Открывать последний проект при загрузке).

Основное окно

Основное окно программы в общем виде состоит из трех областей, называемых также инструментальными окнами и окна редактора. Инструментальные окна располагаются по периметру окна редактора, то есть слева, справа и внизу от него на полях главного окна, которые в дальнейшем будем называть боковыми панелями (sidebar в терминологии программы). Поскольку инструментальные окна отображают разноплановую информацию, то каждая боковая панель содержит ряд вкладок, которые открываются при выполнении определенной команды. Переход к нужной вкладке (инструментальному окну) осуществляется щелчком на ее названии, которые располагаются на боковых панелях главного окна. Названию некоторых вкладок инструментальных окон предваряет цифра. Используя клавишу совместно с этой цифрой, можно быстро перейти к этой вкладке, попутно открыв ее, если она находится в свернутом положении, либо, наоборот, свернуть ее. Кроме того, любое инструментальное окно можно отобразить в основном окне командой View Tool Windows либо воспользовавшись ее комбинацией клавиш быстрого вызова.

Перед кратким описанием инструментальных окон оговорюсь, что рассматриваемая структура расположения предлагается такой, какой она является после установки программы по умолчанию. Именно такое расположение я и буду рассматривать далее. Однако это вовсе не означает, что инструментальные окна нельзя расположить в других местах главного окна, о чем речь пойдет ниже.

Цветовую палитру IntelliJ IDEA можно настраивать, правда, таких палитр немного. Выбор палитры осуществляется в настройках, где следует раскрыть последовательно пункты Appearance & Behavior (Внешний вид и поведение), Appearance и выбрать тему из раскрывающегося списка «Theme».

Окно редактора

Окно редактора отображается постоянно, занимая большую часть основного окна. Оно может содержать несколько вкладок, отображающих программный код класса, содержимое pom-файла и другие файлы проекта. О содержимом вкладки сигнализирует как расширение файла в названии вкладки, так и пиктограмма перед названием, например, для класса: . Переход к нужному файлу осуществляется щелчком на его имени на вкладке окна либо выбором в инструментальном окне проекта.

Программа содержит внушительный инструментарий управления вкладками окна. Так, расположение вкладок можно произвольно изменять, располагая их, например, горизонтально, перебрасывая файлы из одной группы вкладок в другую, что достигается при помощи группы команд Windows Editor Tabs либо из контекстного меню, вызываемого на вкладке окна редактирования. При необходимости конкретную вкладку можно закрепить, что бывает полезным при большом количестве вкладок, когда все они не помещаются в окне редактирования, для чего используем команду Pin Tab, о чем речь пойдет ниже.

С правого края окна могут находятся горизонтальные линии, отмечающие проблемные блоки кода, содержащие ошибки и предупреждения. Подробнее об этом также позже.

По левому краю окна редактирования расположены метки блоков кода, при помощи которых можно быстро свернуть блок за ненадобностью либо вновь его развернуть. С этой же стороны окна располагаются точки останова (при их наличии), советы по модификации кода и некоторая другая информация.

Для отображения нумерации строк программного кода следует вызвать контекстное меню на вертикальной полосе в левой части окна редактирования и выбрать “Show Lines Numbers” (Отображать нумерацию строк). Однако при таком действии отображение строк осуществляется только в текущем сеансе. Для постоянного же отображения нумерации строк программного кода следует в настройках раскрыть последовательно пункты Editor (Редактор), General (Общие настройки), Appearance (Внешний вид) и установить флажок для поля-метки «Show line numbers» (Отображать номера строк).

Сам программный код (подсветка текста, шрифты) оформляются в соответствии с настройками программы, о чем речь пойдет позже.

Инструментальные окна

Инструментальное окно проекта

На левой боковой панели отображается инструментальное окно проекта. Оно содержит вкладку иерархической структуры проекта (Project) и вкладку структуры (списка метода) класса (Structure).

Выбор во вкладке структуры проекта приводит к отображению его содержимого в окне редактора. Поскольку код практически любого класса содержит множество методов, то вкладка «Structure» как раз и отображает их список. Он может быть упорядочен как по алфавиту ( Sort by Alphabetically), так и в порядке их расположения в классе ( Sort by Visibility). Щелчок на имени класса инициирует переход на начало модуля в классе в окне редактора.

Информация вкладки «Structure» вообще довольно информативна. Рядом с именем модуля выводятся также ряд его свойств, например, модификатор класса, а ее панель инструментов позволяет быстро изменить характер отображаемой информации, например, дополняя ее содержимое не-public переменными, упорядочивая по названию либо в порядке нахождения в коде и т.п.

При наличии в проекте нескольких классов целесообразно в окне проекта раскрыть меню кнопки настройки и установить флажки возле пунктов «Autoscroll to Source» и «Autoscroll from Source».

Такой вариант полезен, если в окне редактора открыто две вкладки и более (а это, конечно, практически всегда имеет место). В этом случае переход в окне проекта с одного объекта на другой приводит к отображению в окне редактора кода выбранного объекта. И, наоборот, при переходе с одной вкладки на другую в окне редактирования курсор в окне проекта переходит на имя класса, код которого отображается во вкладке окна редактора.

Вкладки в данном окне могут добавляться после установки некоторых расширений (plug-ins). Например, после установки расширения «Database Navigator» в окно проекта добавляется вкладка «DB Browser».

Инструментальное окно «Избранное»

В нижней части левой боковой панели основного окна можно вывести инструментальное окно «Favorites» (Избранное), содержащее, например, список точек останова и закладок, обеспечивая тем самым к ним быстрый доступ.

Инструментальное окно с инструментами сборки проектов

Данное окно располагается на правой боковой панели. Оно изначально содержит две вкладки для двух наиболее распространенных инструментов сборки проектов Java – Maven и Ant.

Инструментальное окно вывода

Окно располагается на нижней боковой панели. В нем в зависимости от характера информации отображаются, например, сообщения компиляции («Messages»), консольный ввод/вывод («Terminal»), контроль изменений проекта («Version Control»), результаты работы отладчика («Debug») и некоторые другие.

Управление инструментальными окнами

IntelliJ IDEA предлагает мощные средства управления инструментальными окнами, позволяющие расположить их в основном окне практически в любом месте.

Любое открытое инструментальное окно в заголовке содержит две кнопки: настройки и «Hide» (Скрыть) (такой вид она имеет на левой панели).

Любое инструментальное окно можно свернуть (спрятать), щелкнув кнопку «Hide». В этом случае в основном окне программы отображается только боковая панель, содержащая наименования вкладок, что, соответственно, увеличивает площадь рабочего окна редактора. В дальнейшем свернутое окно можно просто и быстро отобразить, щелкнув на названии инструментального окна на боковой панели.

Кнопка настройки содержит меню, в котором содержатся команды управления окном.

Окно может содержать собственную панель инструментов. Для ее отображения или, наоборот, удаления, следует раскрыть меню кнопки настройки и установить/снять флажок возле пункта меню Show Toolbar (Отображать панель).

Инструментальные окна могут отображаться как в фиксированном режиме, в определенных местах основного окна, так и в плавающем режиме, то есть в произвольном месте основного окна. Для переключения между режимами следует раскрыть меню кнопки настройки и установить/снять флажок возле пункта меню Floating Mode (Плавающий режим).

Если окно отображается в фиксированном режиме, то возможны два его состояния, устанавливаемые в пункте меню Docked Mode (Режим способа стыковки). При наличии флажка возле этого пункта окно находится в состоянии смешения, сдвигая окно редактора. Если же снять флажок, то окно переходит в состояние перекрытия, при котором окно перекрывает окно редактора.

И, наконец, если окно отображается в фиксированном режиме в состоянии смешения, то становится доступным режим (пункт меню) Pinned Mode (Закрепленный режим). При наличии флажка возле этого пункта окно постоянно отображается в основном окне. Если же снять флажок, то окно будет автоматически убираться с экрана при потере фокуса.

Выше было отмечено, что инструментальные окна можно расположить на разных боковых панелях главного окна. Но и местонахождение конкретного окна можно также изменить, включив его в состав другой боковой панели. Для этого следует вызвать контекстное меню на названии инструментального окна на боковой панели, выбрать из него пункт Move (Переместить), а затем направление перемещения. На приведенном ниже screenshot видим, например, что инструментальное окно с правой боковой панели можно переместить на нижнюю (Top), левую (Left) и верхнюю (Bottom) боковую панель.

Инструментальное окно может быть и вовсе удалено, для чего также следует вызвать контекстное меню на названии инструментального окна на боковой панели и выбрать из него пункт Remove from Sidebar (Удалить с боковой панели).

В главном меню основного окна имеется также пункт меню Windows, содержащий команды для управления ее окнами.

Панели

На мой взгляд, целесообразно оставить на экране все основные панели программы (при отсутствии какой-то из них выполните команду View название панели):

  1. Toolbar (Главная панель инструментов).
  2. StatusBar (Панель статуса), которую можно разделить на три части.
    • Левая часть панели содержит кнопку быстрого доступа к инструментальным окнам .
    • Центральная (и большая) часть панели предназначена для вывода различных сообщений.
    • Правая часть содержит информацию о месте нахождения курсора в программном коде (номера строки и колонки), кодировку файла, формат символов (CRLF для Windows), атрибут файла «Только чтение» (Read Only), иконку «Гектор» (Hektor) , щелчок на которой открывает окно для переключения уровня отображения синтаксических ошибок (о котором речь пойдет позже). Здесь также может содержаться дополнительная информация, например, при работе с системами контроля версий. При этом из панели статуса можно не только получать информацию, но еще и выполнять некоторые действия. Например, если щелкнуть на поле о месте нахождения курсора, то откроется окошко для быстрого перехода на нужную строку / позицию, а инструмент позволяет установить (либо снять) для файла атрибут «Только чтение».
  3. Navigation Bar (панель навигации).

Отключение / включение панелей производится также в меню команды View.

Выше я писал, что целесообразно оставить на экране все основные панели программы. Однако, при работе в окне редактора с программным кодом одного класса многим, возможно, как раз удобным покажется работа со всеми отключенными панелями, когда ничто не отвлекает от работы.

Настройки

Обращение к настройкам программы осуществляется командой File Setting или щелчком кнопки на главной панели инструментов.


Все настройки в окне настроек сведены по функциональному назначению в несколько групп: Appearance & Behavior (Внешний вид и поведение), Keymap («Горячие» клавиши), Editor (Редактор) и др.

Количество настроек программы очень велико, и, по мере работы с нею, а, следовательно, накопления опыта, вы сами будете изменять необходимые опции. Учитывая это, я не буду рассматривать их детально, поскольку это займет очень много времени. При этом замечу, что некоторые настройки уже упоминались выше, а о некоторых других будет рассказано позже.

Пока же ограничусь буквально несколькими общими настройками.

Важным моментом при написании программы является ее документирование, в том числе комментирование фрагментов кода (об этом позже). Естественно, русскоязычные разработчики будут писать комментарии на русском (белорусском, украинском) языках, что потребует в программе соответствующей кодировки. Оптимальным вариантом, на мой взгляд, будет использование UTF-8, которая является универсальной и имеет ряд преимуществ перед Windows 1251. Например, большинство современных веб-платформ по умолчанию работают именно на ней, а еще ее удобно использовать для создания мультиязычных проектов. Для установки этой кодировки следует последовательно выбрать пункты Editor, File Encodings (Редактор, Кодировка) и в списке «Project Encoding» (Кодировка файлов проекта) выбрать «UTF-8». Впрочем, некоторые разработчики говорят, что беспроблемно также работает значение « ».

Ну и, наконец, сообщения о появлении новой версии, которые будут у вас регулярно появляться, пока вы не откажетесь автоматически проверять обновления. В принципе установка новых версий вещь полезная и нужная, но если вы желаете производить обновление не по указанию программы, а самостоятельно, то это делается так. Раскройте последовательно пункты Appearance & Behavior, System Setting, щелкните пункт Updates (Обновления) и снимите флажок возле пункта “Automatically check updates for” (Автоматически проверять обновления). Впрочем, и при включенном режиме автоматических обновлений можно просто игнорировать установку новой версии.

У меня сложилось очень высокое мнение о IntelliJ IDEA, однако возможности ее совершенствования практически безграничны. И немалый вклад в этот процесс могут внести и сами пользователи, что, например, может осуществляться на основе собираемой о работе программы статистики. Для этого нужно позволить программе осуществлять такой сбор. С этой целью в настройках следует последовательно раскрыть пункты Appearance & Behavior, System Setting, выбрать пункт Usage Statistics (Статистика использования), установить флажок для поля-метки “Allow sending usage statistics to JetBrains s.r.o.” (Позволить собирать пользовательскую статистику JetBrains), а затем установить флажок возле периодичности отправки такой информации (день, неделя, месяц).

Поскольку настроек очень много, то разработчики предусмотрели их поиск по контексту. Набрав, например, в поле поиска окна настроек текст «save», получим в нем вот такой список:

И последнее. В IntelliJ IDEA предусмотрена возможность сохранения настроек (File Export Setting) и их восстановления (File Import Setting).

Расширение системы

Под IntelliJ IDEA разработано множество plug-ins (расширений), позволяющих заметно расширять ее возможности и функциональность. Доступ к ним осуществляется в настройках системы в пункте Plugins. Из списка «Show» (Показ) осуществляется фильтрация списка расширений. Для добавления нового расширения следует выполнить такие действия:

  1. В списке «Show» (Отображение) выбрать пункт «Custom» (Пользовательский).
  2. Щелкнуть ссылку «Browse» (Click Browse to search for non-bundied pugins, Щелкните на сообщении для отображения неустановленных plug-in), что приведет к появлению окна «Browse Repositories» со списком plug-ins с репозитория расширений JetBrains.
  3. Выбрать из списка нужное расширение и щелкнуть кнопку «Installplugin» (Установить расширение).
  4. Подтвердить установку в окне подтверждения.
  5. По завершению процесса установки в том же окне «Browse Repositories» щелкнуть кнопку «RestartIntelliJIDEA» (Перезапуск IntelliJ IDEA) для перезагрузки программы.

Удаление расширений осуществляется также очень просто. Опять же в настройках в списке «Show» выбирается пункт «Custom», после чего в окне настроек отображаются только установленные расширения.

Щелчок кнопки «Uninstall» инициирует процесс удаления.

Проблема с подключением JavaFX в intellij > Задать вопрос

Добрый день, Я новичок в программирование, дошёл до изучения JavaFX. Но возникли некоторые проблемы. IDEA не видит не пакетов, не классов, не методов JavaFX. По совместительству являюсь пользователем Ubuntu, операцию по установки в linux Java FX уже выполнил

JDK естественно установлена, пробовал создавать проект как через Java, так и через JavaFX — бесполезно. Скриншот прилагается Заранее спасибо

4 ответа 4

0. установи OpenJDK. Реально меньше проблем будет

в Idea в свой проект добавь внешнюю библиотеку:
Ctrl+Shift+Alt+S: Project Settings -> Libraries -> + -> <выбираешь install/pass/to/JavaFX/javafx-sdk-11.0.2/lib>

обязательно добавляешь VM Option:
Run -> Edit Configurations -> Application -> :

Configuration -> VM options: —module-path $ —add-modules=javafx.controls,javafx.fxml,javafx.base

где $ — это твой путь к библиотеке JavaFX (install/pass/to/JavaFX/javafx-sdk-11.0.2/lib)

либо прописываешь в Path Variables:
File -> Setings -> Appearance & Behavior -> Path Variables -> +:
Name = PATH_TO_FX, Value = install/pass/to/JavaFX/javafx-sdk-11.0.2/lib

  1. можно еще установить SceneBuilder: https://gluonhq.com/products/scene-builder/ , но это — по желанию

Проще действительно использовать maven или gradle, как указали в комментарии.

Пускай вы новичек, потратьте немного времени на их изучение — и это значительно упростит дальнейшее обучение и разработку. С помощью них не нужно устанавливать javaFX или другие зависимости отдельно, всё делается в конфигурационном файле в пару строк.

maven попроще, а gradle посложнее, но возможностей намного больше (для javafx с gradle используйте не просто зависимости, а плагины, гуглите «javafx gradle plugin»)

А в данном случае, насколько я помню разработку без чудесных maven/gradle, нужно открыть настройки проекта (ctrl-alt-shift-s) и в разделе libraries добавить установленный javafx

Javafx IntelliJ IDEA уроки: полезная информация и пример создания приложения

В этом уроке мы установим интегрированную среду разработки, создадим первый проект и запустим нашу программу.

Интегрированная среда разработки (Integrated Development Environment или сокращенно IDE) – это набор программных средств, предназначенных для разработки программного обеспечения (ПО) программистами. Проще говоря, это все необходимые программы, собранные в одном месте, в одной программе, для ускорения процесса разработки программ. Так, в состав IDE входят, как минимум:

• Текстовый редактор для написания кода программ, который подсвечивает синтаксис языка программирования.

• Отладчик. Это специальная программа, используемая для поиска ошибок в коде. Позволяет выполнять трассировку (пошаговое выполнение) программы, просматривать в процессе выполнения кода текущее состояние (значение) используемых в программе данных (переменных) и т.п.

Одними из самых популярных IDE для разработки программ на языке Java являются:

В этом уроке мы установим IntelliJ IDEA.

Установка IntelliJ IDEA на Windows

Переходим на официальный сайт компании JetBrains для загрузки IntelliJ IDEA. Нам на выбор будут представлены две версии: бесплатная на ограниченный период версия Ultimate (для разработки веб- и enterprise-приложений) и бесплатная, с открытым исходным кодом, версия Community (для разработки JVM- и Android-приложений). Наш выбор – Community.

Выбор версии IntelliJ IDEA для загрузки

Двойным кликом левой кнопкой мыши по загруженному пакету запускаем процесс установки. Разрешаем внесение изменений на нашем устройстве. Ожидаем и нашему вниманию предстает приветственное сообщение программы установки IntelliJ IDEA Community Edition.

Приветственное сообщение программы установки IntelliJ IDEA

Нажимаем кнопку «Next» для перехода на следующую страницу программы установки.

Выбор целевой папки для установки IntelliJ IDEA

Выбираем путь к папке, в которую будем устанавливать (Destination Folder). При этом необходимое условие – 910.6 МБ свободного места на диске. Путь меня устраивает: оставляю его без изменений. Переходим к следующей странице программы установки.

Выбор параметров установки IntelliJ IDEA

Так как у меня 64-битная система, выбираю создание 64-битного ярлыка на рабочем столе. Создаю связь между IntelliJ IDEA и всеми файлами с расширением java: при открытии файла с расширением java, система будет запускать именно IntelliJ IDEA.

Загружать и устанавливать JRE x86 не будем, т.к. мы её уже установили в предыдущем уроке. Если Вы её ещё не устанавливали, отмечаем соответствующий пункт галочкой. Нажимаем «Next».

Выбор папки для создания ярлыков программы IntelliJ IDEA

На этой странице мы выбираем папку, в которой будут созданы ярлыки программы. Запускаем установку – нажимаем кнопку «Install». Если Вы согласились ранее на загрузку JRE, то в первую очередь будет произведена её загрузка.

Загрузка JRE при установке IntelliJ IDEA

А затем будет выполнена полная установка.

Прогресс установки IntelliJ IDEA

Ожидаем, пока не будет полностью установлена IntelliJ IDEA.

Завершение установки IntelliJ IDEA

Система может запустить IntelliJ IDEA сразу после закрытия программы установки, если отметить галочкой пункт «Run IntelliJ IDEA Community Edition». Завершаем установку, нажав кнопку «Finish». Поздравляю, Вы успешно установили интегрированную среду разработки IntelliJ IDEA!;)

Запуск IntelliJ IDEA

Запускаем IDEA с помощью созданного при установке ярлыка на рабочем столе. Программа предложит нам импортировать настройки IDEA. Если Вам нечего импортировать, идём дальше, нажимая кнопку «ОК».

Выбор импортировать или нет настройки IntelliJ IDEA

В следующем окне принимаем политику конфиденциальности JetBrains, нажимая кнопку «Accept».

Выбираем тему IntelliJ IDEA: тёмную (Darcula) или светлую (IntelliJ). На Ваш вкус и цвет:) Переходим к выбору плагинов.

Выбор темы IntelliJ IDEA

Для IntelliJ IDEA разработано множество дополнительных инструментов (плагинов) — инструменты сборки, инструменты тестирования и т.д. Оставляем плагины по умолчанию и переходим к следующей странице.

Выбор плагинов IntelliJ IDEA

Также оставляем всё как есть и переходим к следующей странице.

Выбор особенных плагинов IntelliJ IDEA

Загрузка IntelliJ IDEA

Вот мы и подошли к созданию нового проекта в IntelliJ IDEA.

Создание проекта IntelliJ IDEA

Нажимаем на пункт «Create New Project» (создать новый проект).

Создание нового проекта в IntelliJ IDEA

Выбираем тип проекта. В данном случае у нас проект типа Java.

Видим, что у нас не задана ссылка на JDK: система выводит красным цветом сообщение «NO SDK» и предлагает загрузить JDK (Download JDK).

SDK (Software Development Kit) – набор инструментов для разработки программного обеспечения.

Ошибка «NO SDK» в IntelliJ IDEA

Нажимаем на кнопку «New», находим папку с установленной нами ранее JDK.

Выбор JDK в IntelliJ IDEA

Нажимаем на кнопку «ОК». Как видно, мы успешно указали системе JDK.

Выбранный JDK в IntelliJ IDEA

Нажимаем на кнопку «Next».

Мы не будем создавать проект по какому-либо шаблону, нажимаем кнопку «Next».

Выбор шаблона при создании проекта в IntelliJ IDEA

Создаем на рабочем столе («C:\Users\USERNAME\Desktop», где USERNAME – имя Вашего пользователя) новый проект под названием «Cat».

Выбор названия и местоположения создаваемого проекта в IntelliJ IDEA

На рабочем столе должна появиться папка Cat. Это наш проект. Он также будет открыт IntelliJ IDEA. На экран могут быть выведены подсказки от IntelliJ IDEA. Если Вы не хотите, чтобы они каждый раз показывались при открытии проекта, их можно отключить, сняв галочку у пункта «Show tips on startup» во всплывающем окне очередной подсказки. Рассмотрим созданный проект, открытый в IntelliJ IDEA.

Открытый проект в IntelliJ IDEA

1. Здесь можно посмотреть древовидную структуру папок проекта. В папке .idea хранятся настройки проекта, которые сохраняются в виде набора xml-файлов при создании проекта. В папке src могут храниться создаваемые Вами папки и файлы с исходным кодом. И в качестве дополнительной информации: iml-файл – это файл модуля, который создается IntelliJ IDEA и хранит пути к модулю, зависимости и другие настройки.

2. В этом окне можно просматривать и редактировать файлы.

3. Это встроенная в среду разработки командная строка.


Первая программа в IntelliJ IDEA

Создадим в папке srс подпапку ru, в папке ru — папку junmidsen, а в папке junmidsen – папку pets (домашние животные). Для этого необходимо нажать правой кнопкой мыши по папке srс. Появится меню, в котором нужно перейти по пути «New→Package» и выбрать пункт Package (Пакет). Система запросит у Вас имя создаваемого пакета. Вводим «ru» и система создаст вложенную в src папку. Аналогично создаем папку junmidsen и вложенную в неё папку pets.

Добавление пакета в проект в IntelliJ IDEA

В папке pets создадим класс Cat. В меню выше Вы можете наблюдать пункт «Java Class»: он то нам и нужен.

Добавление класса в проект в IntelliJ IDEA

Как мы видим в созданном нами файле Cat.java автоматически создался шаблон одноименного класса. В этом классе не хватает метода main и выводимого на экран сообщения «Привет, я кот! Твой друг! 😉». Сделайте это!

Для того, чтобы запустить программу в IntelliJ IDEA, необходимо вызвать меню при нажатии правой кнопкой мыши по классу Cat в структуре папок проекта или в любой области редактора кода файла Cat.java. В меню выбираем пункт «Run ‘Cat.main()’».

Запуск проекта в IntelliJ IDEA

В командной строке, кроме выводимого нами сообщения, также присутствует служебная информация от IntelliJ IDEA. В 1 строке перечислены параметры, с которыми запускалась программа, а в последней, в сообщении «Process finished with exit code 0», выводится код завершения программы. В данном случае код 0 означает, что программа успешно завершила свое выполнение.

Результат выполнения программы в IntelliJ IDEA

Поздравляю!;) Мы установили интегрированную среду разработки IntelliJ IDEA, познакомились с ней и запустили на исполнение нашу первую программу.

В папке pets создайте класс Dog. В этом классе напишите метод main и выведите на экран соответствующее сообщение.

Конструктор форм JavaFX Scene Builder в Intellij IDEA

Данный урок более справочный чем учебный, но мало кто знает о том, что в Intellij IDEA можно использовать JavaFX Builder. В этом уроке мы рассмотрим как это сделать.

Шаг 1

Создаем новый проект:

Обратите внимание что мы выбрали JavaFX Application.

Шаг 2

Теперь заходим на этот сайт и скачиваем Scene Builder 1.1, и потом устанавливаем.

Далее заходи в наш проект и по файлу sample.fxml нажимаем правой кнопкой мыши.

После этого выберите установленный Scene Builder:

После этого откроется Scene Builder.

Шаг 3

Изначально наш sample.fxml имел следующее содержимое:

После того как мы откроем её в Scene Builder и добавим несколько элементов:

В итоге файл sample.fxml будет иметь следующую структуру:

Шаг 4

Теперь давайте запустим наш проект и посмотрим, что же получилось:

ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ

11 комментариев к статье «Конструктор форм JavaFX Scene Builder в Intellij >

Добрый день!
А как быть если в окошке “New Project” нет вкладки “JavaFX Application” ?? У меня Intellij IDEA 12 Ultimate.
Спасибо.

Внимательно посмотрите, должно быть, удостоверьтесь что у вас именно 12 версия IDEA.

Я теперь получше понял спасибо

Добрый день. В IDEA есть свой GUI Desinger он работает по технологии Swing? можно ли как нибудь настроить его на работу под JavaFX? Потому что ScreenBuilder встраивается крайне коряво и проще запускать его отдельным ПО и работать в нем – там по крайней мере всё работает. Но IntelliJ GUI Desinger мне все равно показался более шустрым и дружелюбным.

а каким образом привязать поля? это же просто шкурка, без смысловой нагрузки

JavaFX Scene Builder КОНСТРУКТОР ФОРМ! А вот привязать поля формы к логике приложения, это как раз Ваша задача как программиста!

А как исправить то что, при первоначальном переключении на вкладку Scene Builder ввел неправильный путь до JavaFX Scene Builder?

Зайди в настройки введи в поле поиска “scene”. Там очисти поле Path

В последней версии не могу найти scene builder, его куда-то убрали?

Здравствуйте! Как быть, если при настройки пути к scene builder exe был случайно выбран другой файл?

Зайдите в настройки и введите в поле поиска “scene”. После этого измените значение поля Path

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Быстрый старт в Java: от установки необходимого софта до первой программы

Как вы знаете, Java — один из самых популярных языков программирования в мире и его знание существенно увеличит вашу значимость как программиста. Итак, вы решили начать писать на этом языке. Вам понадобится поставить JDK для того, чтобы писать и запускать программы на Java. JDK — набор софта, разработанного Oracle, содержащий в себе компилятор (javac), среду выполнения (Java Runtime Environment), стандартную библиотеку языка, примеры и документацию. Прочитав эту статью, вы узнаете, как установить и настроить JDK на своей системе, что такое среда разработки и какие варианты IDE существуют для Java. Также вы напишете свою первую программу на Java.

Установка Java Development Kit

  1. Перейдите на сайт Oracle и загрузите JDK для вашей платформы.
  2. После загрузки извлеките полученный архив и запустите извлеченное приложение.
  3. В процессе установке выберите вариант «Development Tool» и нажмите «Next».
  4. Спустя некоторое время установка завершится.

Итак, вы установили Java Development Kit, но это еще не всё. Необходимо настроить его для вашей системы.

Настройка JDK на примере Windows

  1. Перейдите в папку %ProgramFiles%\Java\%версия установленного вами jdk%\bin , нажмите на свойства любого файла в этой папке и скопируйте путь к нему.
  2. Перейдите в свойства вашего компьютера, откройте вкладку «Дополнительно», нажмите «Переменные среды…». В открывшемся окне создайте новую переменную, назовите её Path , в её значение вставьте скопированный ранее путь.
  3. Теперь самое важное. Откройте командную строку и наберите javac , чтобы убедиться, что JRE установлен и настроен. Если выдаётся список аргументов к команде javac , то поздравляю, вы успешно установили и настроили всё, что необходимо для использования Java!

После установки JDK и JRE не помешает установить на компьютер одну из IDE.

Установка IDE

Для начала разберёмся, что такое IDE.

IDE (Integrated Development Environment) – это комплекс программных средств, используемый программистами для разработки программного обеспечения. IDE позволяет с лёгкостью писать, запускать, отлаживать и тестировать код.

Для написания сложных программ целесообразно использовать IDE. Мы рассмотрим наиболее популярные.

Блокнот

Да, и в блокноте можно писать код! Для разработки вам потребуется всего лишь установить JDK и указать путь к ней. Пишете код в блокноте, компилируете с помощью командной строки. Тем не менее, для разработки сложных программ это не самый лучший вариант из-за отсутствия каких-либо дополнительных возможностей, присутствующих в продвинутых IDE.

NetBeans

NetBeans — выбор профессиональных Java-разработчиков. В ней есть уникальные возможности и инструменты, которые позволят вам сделать вашу программу кроссплатформенной, а код удобочитаемым. NetBeans поддерживает не только Java, но и другие языки программирования для десктоп- и веб-разработки. Она полностью бесплатна, скачать её можно с официального сайта. Вот лишь некоторые её возможности:

  • форматирование кода;
  • установка сторонних библиотек;
  • простой графический интерфейс;
  • и многое, многое другое…

Eclipse

Eclipse, как и Netbeans — одна из наиболее популярных IDE. Она предоставляет впечатляющий интуитивно понятный интерфейс и производительную среду разработки, позволяющую комфортно разрабатывать приложения на Java. Скачать Eclipse можно бесплатно с официального сайта. Преимущества:

  • возможность форматировать код так, как вам удобно;
  • поддержка разбиения кода на модули;
  • лёгкость использования одного и того же кода в разных проектах;
  • перетаскивание (drag-and-drop);
  • просмотр содержимого библиотек;
  • удобный интерфейс.

IntelliJ IDEA

IntelliJ IDEA — известная IDE для Java, написанная, как ни странно, на Java. Укомплектована уникальными инструментами и позволяет без проблем ориентироваться в программе. Нахождение ошибок и отладка кода никогда не были такими легкими, как с IntelliJ IDEA.

JCreator

JCreator — продвинутая и самая быстрая IDE для Java, написанная на C++.

Пишем свою первую программу

Итак, вы установили и настроили JDK, JRE и IDE для Java. Каков следующий шаг? Конечно же, написать программу, чтобы окончательно убедиться, что всё работает и вы готовы к изучению языка. Вы познакомитесь с базовой структурой кода на Java и создадите свою первую программу! Стоит отметить, что перед изучением Java следует ознакомиться хотя бы с самыми простыми принципами объектно-ориентированного программирования.

Структуру программы на Java можно представить так:

Структура программы на Java

В файле с исходным кодом содержится несколько классов — это части программы, имеющие определённые функции. Хорошей практикой считается разбиение программы на несколько файлов с исходным кодом, каждый со своим назначением. В классах содержатся методы — действия, которые могут выполнять объекты данного класса. В методе содержатся команды, с помощью которых вы можете получить желаемый результат.

15–16 ноября, Минск, 133–390 br

Перед тем, как приступить к созданию программы, необходимо создать проект, а в нём и файл, в котором будет содержаться ваш код. Рассмотрим создание проекта на IDE Eclipse, но в остальных IDE процесс отличается не сильно. Cверху выберите «File», затем наведите курсор на «New», в открывшемся меню выберите «Java Project». В появившемся окне введите имя проекта и другие нужные вам настройки (если не уверены, что делать, то можно просто оставить все как есть) и нажмите «Next». Готово, вы создали проект! Осталось лишь создать в нём класс, в котором вы напишете свою первую программу. Щёлкните правой кнопкой мыши по вашему проекту (он должен появиться справа) и выберите «New» → «Class». Присвойте новому классу имя (в данном примере – это first ) и нажмите «Finish».

Приступим к написанию вашей первой программы. По традиции — это программа, выводящая на экран «Hello, world!».

Разберём по частям написанное нами:

  • public – это модификатор доступа, определяющий, из какой части программы может использоваться наш класс. В вашем примере public — это весь код;
  • class – ключевое слово, показывающее, что вы объявляете класс, а не что-либо иное;
  • first – имя вашего класса. Круглые скобки определяют начало и конец кода класса;
  • public static void main(String args[]) – объявление публичного статического метода (то есть который можно вызвать, не создавая объект класса). Метод в примере ничего не возвращает и принимает в качестве аргументов массив строк. Единственная команда в этом методе выводит в консоль сообщение «Hello, world!». Заметьте, вместо println можно написать print , разница лишь в том, что в случае с println дополнительно выведется символ переноса строки.


Хорошо, вы написали вашу первую программу. Теперь её надо запустить. Для этого просто нажмите белую стрелочку в зеленом кружке на верхней панели (при наведении курсора на неё должно высветиться «Run»). После нажатия внизу откроется консоль, в которой вы увидите сообщение “Hello, world”! Поздравляю, вы написали вашу первую программу на Java и готовы погрузиться в увлекательный мир этого языка!

Полезные ссылки для дальнейшего изучения

Вот несколько ресурсов, которые помогут вам в изучении Java:

  • документация Oracle по стандартной библиотеке языка;
  • уроки по Java от Oracle;
  • теория объектно-ориентированного программирования;
  • хорошая книга-самоучитель;
  • большое количество интересных и полезных статей про Java на русском языке.

Визуальное программирование на Java

Почти все книги и уроки по Java для новичков начинаются с описания ООП: какой он замечательный с великолепный. Понятно, поскольку в Яве просто невозможно любое другое программирование, кроме как объектно-ориентированное, то вначале предлагается освоить 40..80 страниц безумных аналогий с иерахией кошечек/собачек/уточек/автомашин, и только после этого предлагается написать «Hello, World!». 🙂

При этом стоит заметить, что абсолютно всё обучение Java строится на примитивнейшем выводе результата на консоль. То есть не консольное приложение в привычном понимание, а именно вывод каких-то данных построчно. Ну вот например Turbo Pascal 3.0 вышел в 1985 году и в нём уже была поддержка графических режимов. В 1990 году появился Turbo Vision — очень крутая вещь — аля-Windows только для DOS. А в Яве в 2020 году возможен только вывод на консоль. И вот вся эта восторженность и крутость как-то вдребезги разбивается уже на этапе «Hello, World!». Хуже наверное это только развлекаться на программируемом калькуляторе МК-61 или МК-52 — а что? там такой же построчный вывод.

Но, самое забавное — это то, что на Java реально можно создавать программы используя визуальное программирование! Я об этом узнал только когда прочитал (или скорее ознакомился) с 500 страничной книгой, где в одной из последних глав, вдруг выяснилось, что для Java существуют нормальные GUI (графические интерфейсы пользователя) и можно оформлять программы с кнопочками, полями ввода и нормальными меню. Спрашивается: зачем вы столько времени «мурыжили» эту паршивую консоль, когда можно было сразу всё делать красиво и аккуратно?

(Дальше много картинок!)

Потратив несколько дней на изучение данного вопроса, я выяснил несколько забавных нюансов.

Первый — GUI для Java есть трёх видов (библиотек): AWT, Swing (кто придумывает такие названия?) и JavaFX.

На сегодняшний день (Java 8 и 9) все они входят в комплект поставки JDK: то есть всё работает из коробки и не нужно заморачиватся с их установкой. Это большой плюс.

Но, AWT — это первая и очень старая реализация, поэтому её использовать не нужно. В общем — некошерно. Swing — тоже некошерно, поскольку там что-то не так замутили и программы из-за него жутко тормозят. Точнее не скажу, не разбирался, но вроде как она официально больше не развивается несколько версий. А вот JavaFX — это гуд и наше светлое будущее.

Есть ещё такая мерзость — java-апплеты, те которые работают в браузере и при этом его намертво «вешают», примерно как Flash, только ещё хуже. К счастью эту/эти штуку/штуки практически уже не используют, поэтому тратить время на их изучение бессмысленно.

Так что единственное на что стоит потратить время — это JavaFX.

Второй момент. Всё не так просто. Рассмотрим Delphi (или Visual Studio, Lazarus, не важно). Даже для «зеленого» новичка создание простой программы (одна кнопка и текстовое поле для вывода) будет происходить так:

  • запускаем Delphi;
  • автоматом создается новый проект с главной формой;
  • выбираем на палитре компонентов кнопку и размещаем на форме; всё визуально
  • аналогично кидаем на форму текстовое поле;
  • при необходимости в панели свойств можно указать текст кнопки, размеры и т.п.;
  • запускаем — Delphi предложит сохраниться, сохраняемся.

То есть мы не написали ни единой строчки кода, IDE — всё сделала сама. Если посмотреть на сгенерированный код, то назвать его простым нельзя — здесь уже требуются определенные знания, но Delphi достаточно умна, чтобы понимать как с ним работать.

Если мы захотим добавить какое-то действие, например при нажатии на кнопку, заполнять текстовое поле фразой «Привет!», то делаем так:

  • два раза кликаем на кнопку (или выбираем событие onClick);
  • Delphi создает код обработчика этого события и перекидывает нас в редактор;
  • набираем название текстового поля и Delphi выдает подсказки, по которым можно соориентироваться что и как делать.

То есть опять же, IDE выполнила всю черновую работу.

Но это в других языках, Java идёт своим путём. Чтобы создать кнопку в JavaFX нужно вручную создать Stage — «театральные подмостки» (название на полном серьёзе!) и на них разместить сцену (Scene). К ней какой-нибудь контейнер в который уже вкладывается прочие элементы.

При этом предполагается, что каждый элемент и каждое его свойство нужно программировать индивидуально. Вот пример на две кнопки и одну label из моей обучающей книги

Когда кнопок наберется с десяток, плюс 20 пунктов меню, плюс 30 других компонентов, то код маленьким не покажется. И это ещё без кода, который отвечает за дополнительные свойства, например выравнивание, размеры, шрифт. И вот это второе указывает на то, что обучалки по JavaFX как раз и показывают как писать «fx-код» ручками. Тоска, одним словом.

Но, тут возникает спасительный третий нюанс. Оказывается умные люди (видимо знакомые с полноценными IDE), разработали другой вид приложений, где для генерации «fx-кода» используется описательный xml-файл, который называется fxml, а такие программы менуются как «Приложения FXML JavaFX»

Для меня совершенно удивительно то, что обучение Java не начинается именно с таких приложений. Пусть это не Delphi, но всё-равно это в миллион миллионов раз лучше, чем работать с консолью и забивать себе голову прочим хламом о том, почему нужно использовать стопицот строк с ООП там, где в других языках на это уходит одна простенькая процедура. 😉

Теперь серьёзно. Если вы никогда не программировали на Java, то можете попробовать сделать это прямо сейчас. На самом деле — это довольно круто, хотя потребуется немного потратить время, чтобы освоится с программами. Если у вас есть опыт работы с «визуальными IDE», то ещё лучше — встретите много знакомого.

Ява должна быть установлена на компе. Я не буду приводить ссылки как это сделать — гугл в помощь, поскольку всё слишком просто.

В Яве нет какой-то одной программы — среды разработки, поэтому в Сети встречаются примеры из разных программ. Самые примитивные, вроде Notepad++ годятся только для консольного вывода, но если рассматривать что-то более серьёзное, то выделяются только три кандидата: NetBeans, Eclipse и IntelliJ IDEA.

NetBeans — самая простая программа, которая быстро (относительно остальных) запускается и довольно сносно работает.

Eclipse — тоже неплохой вариант, более мощный чем NetBeans, но слабее чем IntelliJ IDEA.

IntelliJ IDEA — выглядит самой крутой, но за это приходится платить скоростью работы. Стоит отметить, что Android Studio базируется на IntelliJ IDEA, но студия работает почему-то значительно медленней.

Важный момент связан с программированием под Андроид. Из этих трех IDE только IntelliJ IDEA для этого более-менее годится. В Сети масса материалов о программировании под Андроид в Eclipse, но они все уже устаревшие — не тратье время, запуская старенький ADT-плагин и пытаясь хоть что-то с ним сделать. Может быть старый Android SDK и будет работать, но все новые — уже нет.

Я покажу как сделать приложение FXML JavaFX во всех трёх программах, но прежде чем приступать, нужно установить ещё одну программу: SceneBuilder (используйте версию для Java 8). Это ключевая программа, где, собственно и выполняется всё визуальное построение. SceneBuilder самостоятельно может работать без IDE, поэтому можете её запустить и посмотреть как она устроена. На выходе будет fxml-файл, который содержит всю нужную разметку. Этот файл и используется в IDE, вместо написания мегатонны кода. 🙂

Создаваемая программа будет очень простой — кнопка и текстовое поле. При нажатии на кнопку в текстовое поле пусть добавляется текст «Привет!».

В каждой программе вам нужно заранее прописать настройку — используемую JDK. Если не можете понять как это сделать, гуглите.

NetBeans

Перед началом работы, нужно подключить SceneBuilder: Сервис — Параметры — Java — JavaFX — Начальная страница Scene Builder. Выберите каталог программы. Настройку достаточно сделать один раз. Это относится ко всем IDE.

Создаём новый проект, где нужно выбрать «Приложение FXML JavaFX».

Жмём «Далее» и видим окно настройки проекта. Нужно указать название проекта, у меня это myfx.

Жмём «Готово» и, после некоторой работы NetBeans, видим готовые файлы:

  • Myfx.java — это main-файл, который, собственно и запускает всю программу.
  • FXMLDocumentController.java — это «контролёр», где и будет в основном программирование.
  • FXMLDocument.fxml — этот файл хранит визуальную часть.

Теперь запустите программу. Вначале пойдет сборка и компиляция (довольно быстрая), после чего выскочит окно нашей программы.

Это круто, потому что мы не написали ни строчки кода, но уже получили программу с работающей кнопкой. 🙂

Если вы правильно указали путь к SceneBuilder, то можете выбрать пункт меню «Открыть» на файле FXMLDocument.fxml. Это же самое произойдёт если сделать двойной клик. Откроется SceneBuilder. Если пункта нет, то путь указан не верно, проверьте настройку.

Принцип работы в SceneBuilder един для всех IDE, поэтому пока я опишу только общие моменты, дальше вы уже сами сообразите.

Стоит отметить, что после редактирования файла, закрывать SceneBuilder не нужно. Достаточно только сохраниться (Ctrl+S) и переключиться на IDE — она сама подхватит изменения.

Окно SceneBuilder разделено на три части:

  • слева — наборы компонентов, иерархия и Controller, где указывается основной класс (это важно!)
  • в центре — сама форма, где и происходит визуальное построение.
  • справа — свойства компонентов, разделенные на три закладки (это условное деление). Вкладка Code отвечает за то, что будет использоваться в java-файле.

Построение FX-программ должно начинаться с контейнера. В данном примере NetBeans использовал AnchorPane. Он довольно удобный, позволяя настраивать для вложенных элементов «правильные» отступы. Вкладка Containers содержит другие контейнеры, с которыми вы сможете самостятельно потренироваться (я и сам ещё и половины не освоил 🙂 ).

Иерархия компонентов очень удобная штука, позволяющая быстро выбрать нужный элемент.

По условиям ТЗ у нас должно быть текстовое поле. NetBeans использует Label, но мы не будем ничего удалять, а просто добавим новый элемент TextField на форму (произвольно на ваш вкус).

В SceneBuilder возможен предварительный просмотр (Ctrl+P). В этом режиме отображается только форма и все элементы «без java-программирования».

Теперь важный момент: для того чтобы можно было использовать компонент в java-программе (в нашем коде), следует выполнить две вещи.

Первая — проверить, что указан верный контролёр. В нашем случае NetBeans сам уже всё сделал и указал myfx.FXMLDocumentController .

Как видно — это контролёр из файла FXMLDocumentController.java (пакет.контролёр). Не всегда IDE его указывают, но это важно, поскольку fxml-файл (точнее java-код) использует его для привязки.

Второй момент — используемый компонент должен иметь свой ID — это параметр fx:id . Здесь я указал textField1.

Вверху появится желтый треугольник сообщения, что якобы нет связки этого id с контролёром. Пока не обращайте на него внимания, об этом пойдет речь дальше.

У кнопки, которая будет заполнять текстовое поле, тоже должен быть свой id, а также метод события onAction (это основное событие компонента, а не onClick, как в Delphi). NetBeans уже об этом позаботился, поэтому нам ничего не придется писать.

На этом визуальное построение можно завершить. Сохраняемся и переключаемся в NetBeans. Видим, что файл FXMLDocument.fxml изменился: добавился textField1:

Теперь нам нужно как-то использовать текстовое поле в java-коде. В отличие от Delphi, NetBeans не создаёт для этого никакого кода, потому нам придётся добавлять его в «полу-ручном» режиме. Для этого в разных IDE используются различные способы, но общий принцип в том, что нужно установить курсор на нужное поле в редакторе и выполнить некое «действие». В NetBeans оно называется Установить контролер в меню Источник. (Да в Яве большие проблемы с именованиями. )

После выполнения этой команды, произойдет переход к файлу FXMLDocumentController.java, где в код будет добавлено объявление переменной textField1:

Обратите внимание на «@FXML» — эта аннотация указывает, что код как-то используется в FXML. После этих изменений SceneBuilder уже не будет выдавать предупреждение, как желтый треугольник ранее. Если ещё раз запустить SceneBuilder, то это можно проверить.

Запускаем программу на выполнение для теста. Теперь наша задача по клику на кнопке заполнить текстовое поле. Как вы уже поняли метод handleButtonAction как раз и выполняет нужную работу. В нём дописываем:

Обратите внимание как работает автодополнение кода после того, как будет нажата точка.

По мере набора текста, NetBeans будет сужать область предложений, где можно выбрать нужный вариант. Эта возможность очень здорово облегчает жизнь программистам, поскольку вариантов слишком много и это позволяет избежать различного рода синтаксических ошибок при наборе.

Данная возможность присутствует по всех IDE, хотя есть различия в реализации и использовании.

Запускаем программу и видим, что всё работает как нужно.

Нам пришлось написать всего одну строчку кода, ну и выполнить несколько дополнительных действий в редакторе.

Eclipse

Запуск Eclipse происходит несколько дольше, чем NetBeans. Вначале нужно указать путь к SceneBuilder. Делается это в Window — Preferences — JavaFX.

Обратите также внимание на то, что Eclipse неруссифицированная программа (даже не знаю, есть ли к ней руссификатор).

Создаём новый проект и выбираем JavaFX.

Жмем Next и попадаем на страницу настроек. Здесь я указал название проекта, как и прежде myfx (у меня для разных IDE разные каталоги проектов, поэтому они не пересекаются друг с другом).

Дальше ещё несколько раз жмем на Next, пока не попадем на последние настройки.

Здесь нужно выбрать тип приложения, тип контейнера и имя контролера. Жмем Finish и Eclipse быстро генерирует каркас нашей будущей программы.

Здесь всё очень похоже, только добавлен еще один файл application.css — да, да, в JavaFX можно использовать CSS для настройки оформления! Eclipse сразу сгенерировал для этого файла код подключения.

Запустим программу и убедимся, что нет ошибок.

В отличие от NetBeans, здесь совершенно пустая форма. Откроем её в SceneBuilder с помощью контекстного меню.

И здесь мы видим, что формы нет. Но, на самом деле она есть — просто по умолчанию используется вычисляемый размер (высота и ширина), который в данном случае равен нулю. Компонентов-то нет! В нашем случае это не совсем то, что нужно, поэтому мы выберем BorderPane в иерархическом списке и в свойствах Pref Width и Pref Height укажем какие-то значения. Эти свойства задают «желаемые» ширину и высоту. После этого форма сразу же «проявляется».

Контейнер BorderPane состоит из 4-х частей: top, right, bottom, left и center. Компоненты следует помещать в разные части — от этого будет зависеть их положение при изменении размера окна.

Здесь довольно сложно объяснить словами, просто попробуйте разместить несколько кнопок, а после в предварительном просмотре измените размеры окна.

Я не стал особо мудрить и разместил вверху текстовое поле, а в центре кнопку.

Теперь проверим, что указан контролёр: в данном случае application.SampleController — Eclipse выполнил эту работу за нас.


Теперь нужно указать id у наших элементов. Для кнопки я задал btn1, а текстовому полю textField1. У нас опять же возникло сообщение «желтый треугольник».

Для кнопки укажем метод на событие — btn1Click.

Сохранимся и вернёмся в Eclipse. Мы увидим, что файл Sample.fxml обновился, но рядом с некоторыми строками появились значки предупреждения.

Ситуация здесь точно такая же как и в NetBeans — нужно в «полу-ручном» режиме вносить правки. В Eclipse для этого используется контекстное меню по второй кнопке мыши: Quick Fix или горячая клавиша Ctrl+1 (что удобней).

При этом выскакивает подсказка о предполагаемом действии. Например для textField1 предлагается добавить идентификатор в контролёр:

а для кнопки ещё и метод-обработчик события:

При этом, Eclipse немного притормаживает и изменения не сразу отображаются на экране. Тут нужно либо переключиться на файл контролёра, либо немного подождать. В результате в код будет добавлены нужные изменения и значки предупреждений исчезнут.

Добавим наш код как и раньше мы сделали в NetBeans.

Обратите внимание на более интелектуальную работу автодополнения. В автоматическом режиме он немного подтормаживает, но если нажать Ctrl+Пробел (эта же комбинация используется во многих IDE), то позволяет получить и неплохой хелп.

Запускаем нашу программу.

И записываем себе на счёт ещё одну IDE. 🙂

IntelliJ IDEA

IntelliJ IDEA запускается довольно неспешно, можно успеть проверить почту. 🙂

Опять же указываем путь к SceneBuilder: File — Settings:

Дальше создаем новый проект:

И указываем его имя (как обычно — myfx):

IntelliJ IDEA выполнит инициализацию и мы увидим уже знакомые три файла. Запустим программу, чтобы проверить отсутствие ошибок.

Здесь также пустая форма, но зато указан заголовок программы. Если посмотреть на код Main.java, то увидим строчку:

Это и есть заголовок приложения. В других IDE эта строчка отсутствует, но зато теперь мы знаем для чего нужны «театральные подмостки». 😉

Переключаемся в SceneBuilder (аналогично Eclipse): второй кнопкой мыши нужно выбрать Open in SceneBuilder.

Здесь также пустая форма, но с контейнером GridPane. Устанавливаем Pref Width и Pref Height, чтобы отобразилась форма.

Сам по себе GridPane представляет собой аля-сетку из ячеек для элементов. Думаю, что тут нет смысла повторяться — все действия будут аналогичными:

  • разместить кнопку и тестовое поле,
  • присвоить им id,
  • для кнопки прописать метод для обработки клика,
  • не забываем проверить, указан ли контролёр (sample.Controller).

Закрываем SceneBuilder и возвращаемся в IntelliJ IDEA. Здесь нужно добавить идентификаторы id в код, а также создать метод для реакции на нажатие кнопки.

IntelliJ IDEA предлагает для этого два способа. Первый — при наведении мышки на «проблемное место» будет появляться подсказка, на которую можно кликнуть:

Второй — горячая клавиша Alt+Enter

При каждом добавлении происходит переключение на файл контролёра, где можно сразу увидеть изменения.

При этом, заметьте, не добавляется строчка «@FXML». Если мы вручную его добавим перед переменными и методом, то IntelliJ IDEA сразу предложит добавить нужный java-класс:

Вообще IntelliJ IDEA показывает достаточно хорошую сообразительность и выступает помощником в написании кода. Причём делает это самостоятельно без лишних нажатий кнопок.

Ну что ж, добавляем свой код для обработчика и запускаем программу:

Прекрасно, всё работает!

Итого

Главный вывод — на Яве возможно визуальное программирование. Может оно и не идеальное, но вполне годное, особенно для новичков. Изучать язык гораздо интереснее, когда есть какой-то осязаемый результат — ООП, классы и прочие премудрости — это хорошо, но лучше начать с кнопочек, полей ввода, меню и всего того, что подразумевает нормальная программа. А консоль — это скучно и неинтересно.

Три IDE я привел не случайно. В Сети очень много примеров для Явы и все они для разных программ. Лично я ещё не определился со своим предпочтением, поскольку у всех есть как плюсы, так и минусы. Наверное нужно поработать со всеми, тогда и будет понятно.

Но, ключевой момент — это умение работать с SceneBuilder. Построение формы в JavaFX немного отличается от той же Delphi, в первую очередь в использовании сложных контейнеров (они могут быть вложенными друг в друга). Поэтому вначале следует разобраться с ними, после уже можно браться за сами компоненты.

Рассмотренные программы очень простые, для изучения наверное стоит написать что-то более интересное, например калькулятор. То есть те проекты, которые не требуют особых знаний и рассчитанные на быстрый результат. Впрочем, это уже на любителя. 🙂

Как начать пользоваться Swing GUI-визардом IntelliJ IDEA. Подробная инструкция

Давно не писал настольных приложений на Java вообще и с использовании Swing в частности. Однако, возникла необходимость немного по GUIть. В качестве инструмента выбрал IntelliJ IDEA Community edition, 2020.1 версии.

Взялся ваять и, естественно, первое, на что налетел — хотя со времён Borland Java Builder 2006 воды утекло немало, экранные интерфейсы создавать проще не стало, скорее наоборот. А одной из причин выбора IDEA было как раз наличие Swing дизайнера «из коробки», однако как им пользоваться с ходу решительно непонятно — форма генерится, класс создаётся, создаются переменные контролов из дизайнера… но и только: при создании нашего класса форма на экране не появляется

Пошарил интернет, информации приблизительно ноль. Народ говорит, мол, «создавай и — вперёд!». Хм…

По результатам небольших мытарств на эту тему решил опубликовать инструкцию, так как мне с учётом былого опыта было искать намного легче, чем новичку, который вообще в первый раз ваяет форму на Swing.

Создание Swing GUI форм средствами JetBrains IntelliJ IDEA 2020.1

Во-первых, для понимания процесса лучше начать с того. что зайти в меню IDEA «File -> Settings» — там «Editor -> GUI Designer» и установить флажок Generate GUI Into: в Java source code. (это немного поможет пониманию процесса на первом этапе — потом можно будет убрать обратно).

Далее открываем дерево исходного кода своего проекта и кликаем правой кнопкой мыши на любую папку или файл исходного кода java и выбираем «New -> Dialog» — вводим имя класса для формы.

В итоге нам действительно сгенерили класс-наследник JDialog (который можно создать и использовать) и форма к нему.
Запускаем наш проект на выполнение и… о ужасчудо! при компиляции IDEA добавляет в конец нашего файла некоторый дополнительный код.

Несложно догадаться, что вся наша Swing-овая форма конфигурируется в автогенерируемом методе $$$setupUI$$$.

Вспомните настройку, которую мы установили в самом начале — «GUI Into: -> Java source code». Если её не ставить, то этот метод просто будет появляться напрямую в _class_ файле, минуя java-файл (декомпилируйте его, если сомневаетесь — я это сделал). Соответственно, можете вернуть настройку «GUI Into:» к первоначальному виду, чтобы этот код (который всё равно редактировать настоятельно не рекомендуют) не мозолил глаза.

Теперь, когда мы поняли, как оно работает, перейдём к созданию прочих форм — необязательно диалогов.

Опять правой кнопкой мыши кликаем на папку или файл исходного кода, выбираем «New -> GUI Form» — вводим имя класса для формы.

Генерится класс и форма к нему. Накидываем на форму несколько контролов. В GUI дизайнере смотрим имя корневого элемента (обычно panel1, если IDEA не задала имя, а такое бывает, задайте принудительно — я для наглядности назвал rootPanel).

Переходим к исходному коду нашего класса.

Итак:
1. Добавляем для нашего класса наследование «extends JFrame»;
2. Добавляем конструктор класса со строками:

Всё. Форма готова к употреблению. Остальное смотрите в многочисленных инструкциях по Swing.

P.S. Как вариант, можно не наследовать наш класс от JFrame, а создать конструктор вида:

Такой вариант тоже работает — возможно, кому-то пригодится.

Создание проекта в IntelliJ >

В этом уроке мы рассмотрим как создавать проект в Intellij IDEA.

Шаг 1: Запускаем Intellij IDEA. Если вы запускаете ее первый раз, то у вас появится такое окошко:

Выбираем пункт меню «Create New Project».

Если вы уже работали в ней, у вас откроется последний созданный проект. Для создания нового проекта выбираем меню File ->New ->Project:

Шаг 2: В открывшемся окошке выбираем пункт Java. В поле SDK выбираем нужную версию Java. Если вариантов нет, жмем кнопку New и ищем в файловой системе каталог, в который вы установили Java (jdk). И жмем Next.

Шаг 3: В следующем окошке можно выбрать шаблон, на основе которого будет создан проект (но это не обязательно). Ставим галочку в Create project from template и давайте выберем шаблон Command Line App. После чего опять же нажимаем Next.

Шаг 4: Выбираем имя вашего проекта в Intellij IDEA — «Project name». В поле «Project location» можно выбрать каталог в файловой системе вашего компьютера, куда будет сохранен проект. В поле «Base package» можно указать имя пакета, который будет создан. И в конце жмем кнопку Finish.

В общем все — ваш проект создался и открылся. В левом окошке Project вы можете увидеть структуру проекта:

В созданном проекте есть каталог src, в котором находятся пакетные каталоги com/company. А также создан класс Main.

Быстрый старт в Java: от установки необходимого софта до первой программы

Как вы знаете, Java — один из самых популярных языков программирования в мире и его знание существенно увеличит вашу значимость как программиста. Итак, вы решили начать писать на этом языке. Вам понадобится поставить JDK для того, чтобы писать и запускать программы на Java. JDK — набор софта, разработанного Oracle, содержащий в себе компилятор (javac), среду выполнения (Java Runtime Environment), стандартную библиотеку языка, примеры и документацию. Прочитав эту статью, вы узнаете, как установить и настроить JDK на своей системе, что такое среда разработки и какие варианты IDE существуют для Java. Также вы напишете свою первую программу на Java.

Установка Java Development Kit

  1. Перейдите на сайт Oracle и загрузите JDK для вашей платформы.
  2. После загрузки извлеките полученный архив и запустите извлеченное приложение.
  3. В процессе установке выберите вариант «Development Tool» и нажмите «Next».
  4. Спустя некоторое время установка завершится.

Итак, вы установили Java Development Kit, но это еще не всё. Необходимо настроить его для вашей системы.

Настройка JDK на примере Windows

  1. Перейдите в папку %ProgramFiles%\Java\%версия установленного вами jdk%\bin , нажмите на свойства любого файла в этой папке и скопируйте путь к нему.
  2. Перейдите в свойства вашего компьютера, откройте вкладку «Дополнительно», нажмите «Переменные среды…». В открывшемся окне создайте новую переменную, назовите её Path , в её значение вставьте скопированный ранее путь.
  3. Теперь самое важное. Откройте командную строку и наберите javac , чтобы убедиться, что JRE установлен и настроен. Если выдаётся список аргументов к команде javac , то поздравляю, вы успешно установили и настроили всё, что необходимо для использования Java!

После установки JDK и JRE не помешает установить на компьютер одну из IDE.

Установка IDE

Для начала разберёмся, что такое IDE.

IDE (Integrated Development Environment) – это комплекс программных средств, используемый программистами для разработки программного обеспечения. IDE позволяет с лёгкостью писать, запускать, отлаживать и тестировать код.

Для написания сложных программ целесообразно использовать IDE. Мы рассмотрим наиболее популярные.

Блокнот

Да, и в блокноте можно писать код! Для разработки вам потребуется всего лишь установить JDK и указать путь к ней. Пишете код в блокноте, компилируете с помощью командной строки. Тем не менее, для разработки сложных программ это не самый лучший вариант из-за отсутствия каких-либо дополнительных возможностей, присутствующих в продвинутых IDE.

NetBeans

NetBeans — выбор профессиональных Java-разработчиков. В ней есть уникальные возможности и инструменты, которые позволят вам сделать вашу программу кроссплатформенной, а код удобочитаемым. NetBeans поддерживает не только Java, но и другие языки программирования для десктоп- и веб-разработки. Она полностью бесплатна, скачать её можно с официального сайта. Вот лишь некоторые её возможности:

  • форматирование кода;
  • установка сторонних библиотек;
  • простой графический интерфейс;
  • и многое, многое другое…

Eclipse

Eclipse, как и Netbeans — одна из наиболее популярных IDE. Она предоставляет впечатляющий интуитивно понятный интерфейс и производительную среду разработки, позволяющую комфортно разрабатывать приложения на Java. Скачать Eclipse можно бесплатно с официального сайта. Преимущества:

  • возможность форматировать код так, как вам удобно;
  • поддержка разбиения кода на модули;
  • лёгкость использования одного и того же кода в разных проектах;
  • перетаскивание (drag-and-drop);
  • просмотр содержимого библиотек;
  • удобный интерфейс.

IntelliJ IDEA

IntelliJ IDEA — известная IDE для Java, написанная, как ни странно, на Java. Укомплектована уникальными инструментами и позволяет без проблем ориентироваться в программе. Нахождение ошибок и отладка кода никогда не были такими легкими, как с IntelliJ IDEA.

JCreator

JCreator — продвинутая и самая быстрая IDE для Java, написанная на C++.

Пишем свою первую программу

Итак, вы установили и настроили JDK, JRE и IDE для Java. Каков следующий шаг? Конечно же, написать программу, чтобы окончательно убедиться, что всё работает и вы готовы к изучению языка. Вы познакомитесь с базовой структурой кода на Java и создадите свою первую программу! Стоит отметить, что перед изучением Java следует ознакомиться хотя бы с самыми простыми принципами объектно-ориентированного программирования.

Структуру программы на Java можно представить так:

Структура программы на Java

В файле с исходным кодом содержится несколько классов — это части программы, имеющие определённые функции. Хорошей практикой считается разбиение программы на несколько файлов с исходным кодом, каждый со своим назначением. В классах содержатся методы — действия, которые могут выполнять объекты данного класса. В методе содержатся команды, с помощью которых вы можете получить желаемый результат.

15–16 ноября, Минск, 133–390 br

Перед тем, как приступить к созданию программы, необходимо создать проект, а в нём и файл, в котором будет содержаться ваш код. Рассмотрим создание проекта на IDE Eclipse, но в остальных IDE процесс отличается не сильно. Cверху выберите «File», затем наведите курсор на «New», в открывшемся меню выберите «Java Project». В появившемся окне введите имя проекта и другие нужные вам настройки (если не уверены, что делать, то можно просто оставить все как есть) и нажмите «Next». Готово, вы создали проект! Осталось лишь создать в нём класс, в котором вы напишете свою первую программу. Щёлкните правой кнопкой мыши по вашему проекту (он должен появиться справа) и выберите «New» → «Class». Присвойте новому классу имя (в данном примере – это first ) и нажмите «Finish».

Приступим к написанию вашей первой программы. По традиции — это программа, выводящая на экран «Hello, world!».

Разберём по частям написанное нами:

  • public – это модификатор доступа, определяющий, из какой части программы может использоваться наш класс. В вашем примере public — это весь код;
  • class – ключевое слово, показывающее, что вы объявляете класс, а не что-либо иное;
  • first – имя вашего класса. Круглые скобки определяют начало и конец кода класса;
  • public static void main(String args[]) – объявление публичного статического метода (то есть который можно вызвать, не создавая объект класса). Метод в примере ничего не возвращает и принимает в качестве аргументов массив строк. Единственная команда в этом методе выводит в консоль сообщение «Hello, world!». Заметьте, вместо println можно написать print , разница лишь в том, что в случае с println дополнительно выведется символ переноса строки.

Хорошо, вы написали вашу первую программу. Теперь её надо запустить. Для этого просто нажмите белую стрелочку в зеленом кружке на верхней панели (при наведении курсора на неё должно высветиться «Run»). После нажатия внизу откроется консоль, в которой вы увидите сообщение “Hello, world”! Поздравляю, вы написали вашу первую программу на Java и готовы погрузиться в увлекательный мир этого языка!

Полезные ссылки для дальнейшего изучения

Вот несколько ресурсов, которые помогут вам в изучении Java:

  • документация Oracle по стандартной библиотеке языка;
  • уроки по Java от Oracle;
  • теория объектно-ориентированного программирования;
  • хорошая книга-самоучитель;
  • большое количество интересных и полезных статей про Java на русском языке.
Топ-пост этого месяца:  Как работают поисковые системы - принципы, отличия Яндекс и Google
Добавить комментарий